Все эти и другие научные веяния российские и японские специалисты обсуждали на секции Технологии: IT. Космос. Как сказала ее модератор , японская журналистка, замдиректора по науке и окружающей среде газеты "Майнити" Юкико Мотомура, "мы все пришли сюда, чтобы получить самую свежую информацию".
Никто не разочаровался. Это была, пожалуй, самая бурная по количеству вопросов "из зала" дискуссия. Причем из японских докладчиков здесь выступала только Тиаки Мукай, космонавт и директор института коcмической медицины JAXA. Все остальное время японцев в тонусе держали российские ученые. Например, японцы с интересом слушали Альберта Ефимова, директора по проектам кластера информационных технологий фонда "Сколково". В свое время, кстати, Япония позаимствовала советский опыт стимулирования развития технологий. В 70-е годы японцы часто ездили за ним в наш Академгородок под Новосибирском. Но сами пошли дальше. Создали не только подобные центры развития технологий, но стали воплощать их в конкретные проекты- сначала стартапы, потом в реальные компании.
"Теперь наступил этап, когда есть смысл учиться у Японии, как этот процесс коммерциализации научных разработок должен быть организован", - сказал на сессии Андрей Кривцов, руководитель направления "Роснано".
Представитель Сколково при этом сразу сообщил, что в области информационных технологий Россия и Япония имеют все возможности для коммерческого сотрудничества. Особенно в области создания продвинутых программных продуктов. Ведь в России работают признанные в мире программисты именно по софтвэю. И Сколково мог бы послужить хорошей базой, чтобы по принципу "вин-вин" (без победителей) развернуть взаимные контакты, подчеркнул Ефимов.
А еще одного участника форума, декана физического факультета МГУ, завкафедрой молекулярной физики, директора Центра гидрофизических исследований Николая Сысоева японские коллеги из токийского университета подняли с раннего утра, чтобы продемонстрировать чудеса своих научных физических и медицинских лабораторий и обсудить варианты научных обменов студентами и аспирантами. Еще бы! Каждый третий член Российской академии наук в области физики, геофизики, астрономии - это выпускники физического факультета МГУ. В разное время факультет окончили и работали на нем 8 нобелевских лауреатов. Физический факультет МГУ - единственный в мире, который собрал практически все известные миру направления в физике, от ядерной до геофизики. "Оборудование, конечно, шикарное, - говорит Сысоев, - но и у нас не хуже. На физфаке МГУ, напомню, два суперкомпьютера "Ломоносов", "Чебышев", которые показывают лучшие результаты среди всех систем первой сотни списка топ-500 самых мощных компьютеров мира. Впрочем, важнейшее преимущество японцев, которое отметил известный физик, - это возможность быстрого внедрения, коммерциализации и патентования научных разработок.
А директор ИИЕТ РАН, летчик-космонавт Юрий Батурин заглянул в будущее сотрудничества России и Японии в космосе. Он уверен, что у двух стран есть потенциал для создания новых, интересных и востребованных проектов. Однако работать над ними надо уже сегодня. Поскольку конкуренция в этой сфере очень высокая, и если Россия и Япония упустят этот шанс, то им воспользуются другие - Америка или Корея. Батурин выделил три возможных и наиболее интересных направления сотрудничества. Первое - это создание беспилотного космического аппарата небольших размеров, оснащенного японской техникой. На таком аппарате возможно подготовить совершенные условия для космического создания новых материалов, биотехнологий, выращивания кристаллов и многого другого. Огромные перспективы для будущего космонавтики может открыть второе направление сотрудничества - создание так называемого "лазерного старта". Сегодня уже существуют необходимые технологии, а значит, стало возможным создать космический корабль, который будет проходить начальную часть своей траектории под воздействием направленных на него с Земли лазерных импульсов.
Пожалуй, самой оригинальной идеей российского гостя стал проект совместной уборки космического мусора. И это вовсе не ирония. Проблема загрязненности комического пространства пока никак не решается. Чтобы воплотить проект в жизнь, необходима развитая робототехника, которой обладает Япония. И космический опыт стыковки в телеоператорном режиме, который есть у России. "Сочетания российского опыта и японской робототехники помогут создать хорошего космического дворника, за услуги которого другим государствам придется платить большие деньги", - отметил Юрий Батурин.