Продолжая заниматься привлечением частных инвестиций на нужды страны, правительство добралось до основ такой формы взаимодействия, как государственно-частное партнерство. Длительное время министерства и ведомства никак не могли согласовать все тонкости документа, но в итоге разногласия были сняты. "Мы хотим ввести единые правила и стандарты на федеральном уровне, - напомнил премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая правительственное заседание. - Надеемся, что этот закон запустит механизмы государственно-частного партнерства не на словах, а на деле, а это на самом деле - наше будущее".
- Задача - расширить возможности для совместной работы государства и бизнеса и создать условия для инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты, - заявил глава правительства.
Интерес к такому сотрудничеству есть, особенно в регионах, где зачастую не хватает собственных средств для строительства тех же социальных объектов. А бизнес, между тем, готов помогать. "Но в ситуации, когда два партнера - публичный и частный - готовы эти соглашения заключать, инструментария, который бы регулировал эти отношения, не существует", - объяснил после заседания замминистра экономического развития Сергей Беляков имеющийся законодательный тупик.
Регионы самостоятельно пытались регулировать основы государственно-частного партнерства. В 69 регионах приняли свое законодательство, но, рассказал глава минэкономразвития Андрей Белоусов, ко многим из них вопросы возникли у прокуратуры, которая вышла с требованиями отмены законов.
Чтобы все вопросы были сняты, аналогичное законодательство должно было появиться и на федеральном уровне, но еще полгода назад у минэкономразвития по законопроекту было много разногласий с минфином, с минюстом и даже с Федеральной антимонопольной службой. "Коллеги из антимонопольной службы высказывали опасения по поводу того, что реализация соглашений по этому закону приведет к отказу от действия норм антимонопольного законодательства, в первую очередь от 94-го закона (о госзакупках. - Прим. "РГ") и закона о защите конкуренции", - напомнил Беляков. В минэкономразвития пошли навстречу и внесли ряд поправок в документ, включив необходимость обоснования, что тот или иной проект экономически более выгодно реализовывать в формате ГЧП.
В споры ведомств в какое-то время пришлось вмешаться даже президенту, указавшему на данный законопроект как на один из значимых для повышения инвестиционной активности. "И сегодня мы пришли - честно скажу, несколько неожиданно для меня - к финалу на площадке правительства", - заявил глава минэкономразвития.
Кроме того, правительство продолжило заниматься утверждением государственных программ. Когда разговор зашел о программе "Развитие внешнеэкономической деятельности", вновь зазвучали дискуссии об эффективности и будущем российских торговых представительств за рубежом.
- Государственное регулирование этой сферы (внешнеэкономической деятельности. - Прим. "РГ") должно обеспечивать конкурентные условия для наших экспортеров и наших инвесторов, учитывать и глобальные интеграционные процессы, и формирование новых региональных рынков, - подчеркнул Дмитрий Медведев. - Важно эффективно использовать все имеющиеся ресурсы, включая возможности федеральных министерств, их зарубежных представительств, деловых кругов и профессиональных ассоциаций.
В эффективности одного из ресурсов - торгпредств - усомнился вице-премьер Дмитрий Рогозин. "Министерство иностранных дел у нас координирует деятельность министерств и ведомств за рубежом, является главным ответственным по этому вопросу, но зачастую послы Российской Федерации имеют довольно-таки слабое представление о том, чем занимаются торговые представители Российской Федерации за рубежом", - заявил он. Координация здесь оставляет желать лучшего. Поэтому Рогозин поставил вопрос ребром - подумать о передаче функций в посольства на уровень, к примеру, экономических отделов.
- Сергей Викторович, нужны торгпредства или нет? Или МИДом обойдемся? - обратился премьер к министру иностранных дел Лаврову.
- Это вопрос политического выбора, - ответил тот.
Ранее в рамках расширенной коллегии минэкономразвития, в которой в том числе принимали участие и представители МИДа, вопрос о будущем торгпредств поднимался. Тогда же, напомнил первый вице-премьер Игорь Шувалов, минэкономразвития предложило новую концепцию поддержки и развития по некоторым новым направлениям и проектной работы этих торгпредств. "Часть сотрудников будет сокращена, переведена, передислоцирована, и мы договорились так, что мы в этой новой конфигурации попытаемся поработать", - рассказал Шувалов.
- Надеюсь, что будут увидены конкретные результаты. Если этих результатов не будет, то мы вернемся к тому, чтобы это приближать в сторону министерства иностранных дел, - заявил первый вице-премьер. - Но Андрей Рэмович (Белоусов. - Прим. "РГ") просил, и я считаю, что и здесь его также надо поддержать, с тем чтобы дать возможность работать по проектам с крупнейшими нашими товаропроизводителями и продвигать продукцию на рынках других государств.
Дмитрий Медведев тоже высказался против моментальных радикальных решений, поддержав соображения минэкономразвития, что где-то торгпредства не нужны, а вот в странах СНГ они вполне оправдывают свое существование. "Давайте посмотрим, во что это выльется, - предложил премьер. - Через какое-то время просто нужно будет рассмотреть саму структуру торгпредств и понять, какой степени модернизации она подверглась, и тогда уже окончательно определиться, какова ее дальнейшая судьба".
Кроме того, правительство утвердило госпрограмму "Энергоэффективность и развитие энергетики".
Кстати
Дмитрий Медведев принял участие в церемонии начала отсчета года до старта XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. "Любая победа паралимпийцев идет в копилку спортивных достижений человечества, поэтому нам еще предстоит за этот год довести нашу подготовку до необходимого уровня, - заявил глава правительства. - Но тем не менее я уверен, что ровно через год, когда откроются XI зимние Паралимпийские игры в Сочи, все спортсмены будут на пике формы, а подготовка к этим спортивным состязаниям будет на самом высоком уровне".