Россияне смотрят телевизор чаще, чем общаются с друзьями

Россияне разучились полноценно отдыхать. Мало того, что многие работают как заведенные, а покой и отдых им "только снится". Но даже когда свободная минута у наших сограждан выдается, они ее упускают и заставляют бесславно "сыграть в ящик" - если под ящиком подразумевать телевизионный экран. К таким не слишком радостным выводам в ходе недавнего опроса пришли социологи Фонда "Общественное мнение".

Исследователи пытались выяснить, как россияне проводят свое свободное время, чем увлекаются, какие хобби в нашей стране самые распространенные и т.п. Парадоксальный результат ждал социологов сразу же, едва они начали задавать вопросы. "Бывает ли у вас свободное время, которое вы можете использовать по своему усмотрению? И если бывает, то только в выходные и праздничные дни или в будни тоже?" - об этом спрашивали как работающих, так и неработающих граждан России. Оказалось, что у 17% россиян свободного времени не бывает вообще, вне зависимости от наличия или отсутствия работы. А среди тех, кто трудится на благо себя и общества, каждый пятый (21%) жаловался на то, что личного времени у него нет в принципе. Вопрос  - если человек не работает, почему у него тогда нет никакого досуга? - повис в воздухе. Видимо, людей полностью поглощает быт, домашние дела, забота о родственниках, работа на огороде и прочие занятия, про которых никак не скажешь, что они "для себя и для души".

Только в выходные выдается свободная минута у 28% россиян (среди работающих 40% отводят личным делам только праздники и субботу-воскресенье, а в будни, видимо, после работы сразу валятся с ног). К счастью, половина наших сограждан (52% в среднем и  36% среди работающих) все-таки может уделить себе некоторое время и в будни, и в выходные.
Вопрос в том, на что это время наши люди используют. И тут, видимо, лучше не думать о пословице "славно поработали - славно отдохнем". Если мы так же работаем, как отдыхаем, это внушает серьезные опасения за то, что "будет с родиной и с нами". Безрадостно как-то.

Каждый пятый житель России (18%) в свободное время смотрит телевизор. 14% общаются с друзьями, 12% - занимаются домашними делами, считая именно их лучшим "досугом". Столько же ухаживает за детьми и внуками - тоже, надо сказать, развлечение на грани службы.

Лишь каждый десятый (11%) россиянин на досуге читает книги или газеты. Только 8% выезжают на природу, путешествуют  или гуляют по своему городу. 7% честно признались, что в минуты досуга не делают ничего. 6% заняты примерно тем же, но в интерактивном режиме -  "зависают" в интернете или играют на компьютере в игры. Только по 5-6% занимаются спортом, рукодельничают, что-то выращивают на даче. Вопреки всем анекдотам и фильмам о национальных особенностях, лишь трое из сотни россиян - заядлые рыбаки и охотники. Лишь 4% граждан нашей сугубо духовной страны ходят в свободное время в кино, музеи, на выставки, на концерты и в театр - "отдыхают культурно". Правда, когда социологи прицельно спросили россиян, что конкретно они успели сделать за последний год, цифры оказались все-таки повыше. Просто люди не сразу вспоминают то, что в привычку у них не вошло, а является скорее "исключением из правил".  

По 1-2% сказали, что в свободное время они ходят в кафе, бары или на дискотеки, учатся, ищут подработку, занимаются своим здоровьем, слушают музыку, занимаются творчеством, разгадывают кроссворды и пр. Точно так же лишь один из сотни сказал, что посвящает свободное время походам по магазинам. На самом деле картина несколько иная, но, видимо, магазины люди считают необходимостью, а не способом приятно провести время.

Социологи задали респондентам уточняющие вопросы и выяснили, что за последний год они все-таки успели на досуге что-то помимо телевизора. В основном, конечно, - сходили в магазин исключительно для личного удовольствия. Шоппингом занимались за "отчетный период" половина россиян - 49% в среднем и 58% работающих граждан. Примерно половина (48-52% соответственно) смогли сходить в парк, в лес или выехать на природу, каждый третий (35% и 39% среди работающих) сходил попариться в сауну или баню. 29% (и 37% работающих) смогли хоть раз да посидеть с друзьями в кафе.

А вот интеллектуальные виды досуга по-прежнему сильно уступают так называемым "потребительским" его формам. Лишь 16% россиян за год выбрались на концерт, только 12% посетили музеи, выставки или экскурсии. Наши люди одинаково часто ходили в театр, зоопарк, спортивный клуб, бассейн или боулинг - об этом сказал каждый десятый (11%). Причем не исключено, что одни и те же люди ходили во все перечисленные места, а другие просто сидели дома. Библиотека и ночной клуб по популярности равнозначны (10%). Только 9% посетили спортивные состязания. На последних местах в этом рейтинге - клубы по интересам или интернет-кафе. Хорошо хоть, что пошла на спад игромания, и в залах игровых автоматов за год побывали лишь двое из ста россиян (вопрос, сколько денег они там оставили, социологи не задавали).

Есть и некоторые виды досуга, популярные не среди всех россиян, а в различных группах населения. Так, напряженно работающие россияне часто ходят в баню и сауну, которая "хорошо расслабляет". Люди с высокими доходами любят шопинг, прогулки в парке или на природе. Молодежь скорее пойдет в кафе или кино, чем в лес или на речку. У людей с высокими доходами и высшим образованием почему-то оказался в числе излюбленных мест досуга зоопарк - возможно, как окультуренная альтернатива "природе". В библиотеку богатых людей не тянет - ходят они туда вдвое реже, чем остальное население. Но точно так же и люди взрослые, достаточно обеспеченные не являются, судя по данным опроса, завсегдатаями ночных клубов и дискотек: там развлекаются те, кто помоложе.

Когда россияне спросили россиян об их любимых занятиях и хобби, на первое место снова вышел телевизор - его назвали 46% опрошенных. Он и правда стал нам лучшим другом, потому что общение с друзьями сильно уступает общению с "ящиком": лишь 33%. Треть россиян - дачники, причем не по обязанности, а по любви к такому досугу.  Читателей меньше - только 30% (среди женщин, что характерно, любят читать 40%, а среди мужчин только 19%, к чему бы это?). Каждый четвертый россиянин (24%) любит иногда покопаться в интернете, искусных кулинаров у нас тоже немало - каждый пятый (19%). Тут царят женщины: такое хобби имеют 30% дам и лишь 6% мужчин. 18% россиян увлекаются тем, что заводят домашних животных. И в этом случае женщины впереди: 23% против мужских 13%. А вот автолюбители - это, конечно, прежде всего сильный пол. Среди женщин такое хобби имеет лишь каждая двадцатая, а среди мужчин - каждый четвертый (29%). Кино, рукоделие, моделирование, рыбалку и охоту отметили в списке по 13-15%. Только каждый десятый занимается спортом или музыкой. По 5% - туристы, любители музеев или театралы.  А у 7% россиян никаких увлечений нет. Молодые предпочитают всем другим занятиям общение с друзьями, люди с высшим образованием любят читать, люди с высокими доходами одинаково увлеченно смотрят телевизор и общаются с друзьями - словом, и без хобби есть чем занять свободное время. Если его в принципе удается выкроить.

ОПРОС РГ"