Ученые попытались разобраться, как нужно переработать исторические учебники, чтобы не "скатиться" в идеологию, но и распрощаться с фразами из ученических работ, подобным этой: "Александр Суворов оставил след в нашей истории, командуя Красноармейским взводом в битве с французами при Бородино".
- Планируется создание не одного, а целой линейки учебников, объединенных единой концепцией, которая "красной линией" пройдет от начальной школы до старших классов, - поясняет глава Комитета Госдумы по образованию Александр Дегтярев. - Думаю, одновременно начнется доработка новых стандартов образования, в которых практически отсутствует конкретика. Из-за этого они позволяют очень широко толковать тему, в данном случае - историю. Мы не говорим о навязывании одной точки зрения на событие, но искажать историю педагог все-таки не вправе.
Проблема так называемой "унификации" учебников по истории не нова, об этом говорят во всем мире.
- При всем многообразии, которое есть в школах западных стран, там во всех учебниках есть обязательные компоненты, - рассказывает директор Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян. - Общественность у нас сейчас очень остро реагирует на создание новых учебников по истории. Это неудивительно: история сама стала сегментом общественной жизни. Требует оценки и подвергается самым различным интерпретациям. Вы только посмотрите, сколько учебников по одной истории России предлагается педагогам в рамках Федерального перечня: более сорока!
По мнению академика, свобода выбора, которой якобы руководствуются при рекомендации такого количества книг, - профанация.
Ученые подчеркивают: важно понимать, что есть разница между историей как серьезной наукой с монографиями и многолетними исследованиями и историей как школьным предметом, преподавать который нужно с учетом возраста учеников в разных классах. Основные столкновение и расхождения в исторических учебниках происходят в основном про трем темам: происхождение древнерусского государства, история Великой Отечественной войны и последние 20 лет нашей жизни - история новой России. Авторы учебников сошлись на том, что именно по этим темам нужно выработать единый подход.
- Эти темы - непосильная задача для наших учебников, - говорит Чубарьян. - Подача кардинально отличается, много искажений и недобросовестных фактов. Масла в огонь подливает историческая беллетристика, которая попадает в поле зрения и учителей, и учеников.
Ученые сошлись в том, что новые исторические учебники для общей школы и для старших классов должны различаться. Для старшеклассников допустимы "элементы исторической полемики", считают эксперты. Ведь история - это все-таки наука, которую в сознательном возрасте надо не заучивать, а размышлять о ней.
Сейчас формируется рабочая группа по созданию новой линейки учебников истории. По расчетам экспертов, проект будет готов примерно через два года. Ученые считают, что экспертизу учебников необходимо усилить. Двух академий - образования и наук - недостаточно. Нужна еще одна экспертная комиссия - из учителей. Также предлагается вместе с учебником истории разработать методичку для педагогов, где были бы даны самые различные точки зрения на каждую тему.
Юрий Петров, директор Института российской истории РАН:
- В основе уроков истории должно быть воспитание уважения к своей стране. Пора закончить эпоху самооплевывания и очернительства. Мне скажут, мол, тогда можно забыть все трагические страницы истории. Вовсе нет. Любовь к Отечеству формируется не только под воздействием побед. Вспомните Пушкина: "Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам...". Любовь к своей пострадавшей Родине, которую, как и мать, любишь даже в минуты ее слабости.
В одном из учебников истории Барклай-де-Толли превратился из командующего русской армией в войне 1812 года во французского генерала.
В методичке для педагогов литературы Михаила Лермонтова заставили родиться "в 1814 году в имении своей бабушки Тарханы". На самом деле он родился в Москве.
Непревзойденный шедевр из учебника по биологии для 5-го класса: "Пока тело спит, душа ведет напряженный образ жизни".
Задания из демо-версии ЕГЭ по истории 2013 года
А6
Понятие "политика просвещенного абсолютизма" связано с царствованием
1) Павла I
2) Анны Иоанновны
3) Екатерины II
4) Алексея Михайловича
А10
Завершение промышленного переворота в России означало
1) переход к машинному производству в ведущих отраслях промышленности
2) национализацию крупной промышленности
3) появление крупных мануфактур
4) преобладание промышленного сектора экономики над аграрным
А20
Какие журналы были осуждены постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б) в 1946 г. за предоставление литературной трибуны А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко?
1) "Новый мир" и "Юность"
2) "Дружба народов" и "Иностранная литература"
3) "Звезда" и "Ленинград"
4) "Москва" и "Октябрь"