- В 1990-х у нас не учили работе с человеческими ресурсами в современном смысле этого слова, - говорит генеральный директор консалтинговой компании Case Татьяна Баскина. - Специалистами по работе с персоналом становились люди с самым разным образованием - от переводчиков до инженеров. Если посмотреть на программы обучения HR-дисциплинам в ряде региональных университетов, то достаточно часто подготовка идет как для советских предприятий, которым были нужны "кадровики".
Сегодня каких только названий не придумали для человека, который имеет работу и профессию, связанную именно с персоналом - кадровик, менеджер по персоналу, специалист по управлению человеческими ресурсами, HR-generalist, HR BP, рекрутер, специалист по обучению, менеджер по подбору персонала, менеджер по компенсациям и льготам, C&B, менеджер по кадрам, менеджер по корпоративной культуре, руководитель учебного центра, тренер, коуч.
- Но не все так плохо, как может показаться на первый взгляд, - считает управляющий партнер кадрового агентства "Визави Консалт" Валерия Дворцевая. - Ведь еще 10 лет назад никто ничему в этой области системно не учил. Сейчас существует много вариантов получения бизнес-образования, специализированные курсы в вузах, даже отдельные факультеты, особенно в рамках обучения менеджменту и психологии.
Но эксперт тут же замечает, что сегодняшние выпускники, как, наверное, и в большинстве специальностей, на выходе имеют чисто теоретические знания, поэтому их необходимо адаптировать к реальности. "Тем более с каждым годом за счет приобретаемого в международных компаниях практического опыта выдвигаются все более серьезные требования к HR-менеджерам. В нашей стране в большинстве случаев мы по качеству образования и подготовки молодых специалистов, к сожалению, так и не ушли от уровня 20-летней давности, - продолжает Татьяна Баскина. - Другая крайность, которая наблюдается в вузах, - попытки внедрения более современных программ и дисциплин, однако в устаревшем формате либо на основе не подкрепленной практикой методики. Например, в программе одного вуза обучение рекрутменту обозначено следующим образом: "подбор, отбор, набор и наем персонала". В столичных университетах дела обстоят лучше, однако, по оценке самих преподавателей и представителей бизнеса, также далеки от совершенства.
Ситуацию взялось исправить профессиональное объединение Национальная конфедерация "РЧК" (Развитие человеческого капитала) совместно с ведущими вузами страны. Что же предлагается предпринять в ближайшее время?
По мнению Татьяны Баскиной, в первую очередь необходимо разработать и утвердить профессиональные стандарты профессии HR. Чтобы уже на их основе сформулировать необходимый минимум знаний и компетенций выпускников профильных специальностей вузов.
Следующим шагом, по мнению экспертов, должна стать консолидация терминологии. Рынок кадровых услуг в России до сих пор не имеет общепринятых норм и утвержденной профессиональной терминологии. Это касается как названия самих услуг и профессий ("рекрутмент", "рекрутинг"), так и обозначения технологических операций. Большая часть терминов иностранного происхождения, и нынешней "разносортице" поспособствовало разнообразие чисто переводческое, но не только. Неоднократно предпринимались попытки создать некий словарь терминов, однако пока это происходило довольно хаотично.
С привлечением бизнес-сообщества можно уже в ближайшей перспективе вооружить вузы тем тематическим инструментарием, который будет востребован в качестве багажа знаний выпускников. Например, добавить темы о всем спектре HR-услуг. Кроме поиска, подбора и оценки существует также обучение и развитие персонала, компенсации и льготы, формирование кадрового резерва и многое, многое другое, о чем должны знать молодые HR-специалисты. Отдельная современная тема - автоматизация в HR, выпускники должны быть знакомы с основными программами и базами данных
Помогли бы и стажировки в рекрутинговых, консалтинговых компаниях, а также компаниях реального сектора для приобретения практических навыков. Сегодня во многих компаниях существуют специальные программы для стажеров и студентов, однако далеко не все вузы информированы о таких возможностях. Татьяна Баскина предлагает экспертам-практикам в области HR подобно представителям ряда производственных компаний вести курсы и семинары в вузах. Уже многие это делают, но необходимо их еще больше стимулировать.