"Корпорации, которые составят конкуренцию отечественным IT-компаниям, имеют совершенно иной масштаб бизнеса и состав персонала в десятки тысяч человек, а также колоссальный опыт и знания. Но и у наших телекомов есть своя специфика, важная для российского клиента, - считает HR-директор компании "Техносерв" Татьяна Золотарева. - Молодежь сегодня интуитивно понимает, что будущее именно за областями IT и телекома, поэтому охотно идет в эту сферу. Сейчас более актуален вопрос удержания уже обученных специалистов от перехода в западные компании. Эту проблему может решить наличие в компании мотивационных программам и перспектив карьерного роста".
По мнению директора по персоналу группы Optima Ольги Жердевой, появление новых западных игроков на рынке телекоммуникаций вызовет дополнительный спрос на высококлассных специалистов в этой сфере. Возможно, будет расти и уровень заработных плат, потому что рынок сейчас узкий, а спрос на специалистов уже очень большой. Говоря о сложностях в подготовке IT- и телеком-специалистов эксперты единогласно критикуют систему обучения. В обеих областях приходится работать на оборудовании или программном обеспечении западных производителей. "Каждый вендор в вопросах обучения своим продуктам и технологиям монополист. Он предлагает обучение за те деньги, которые считает разумными. И далеко не каждый вендор готов проводить обучение в Москве или использовать дистанционные формы. Немало учебных центров мировых IТ-компаний находятся в Европе, США, Южной Африке, Японии. Поддержка интеллектуальной собственности компании подразумевает получение узкоспециальных, редких сертификатов. И за ними специалистов приходится отправлять на край света, а это влечет за собой дополнительные расходы", - объяснила Татьяна Золотарева.
Но главная проблема подготовки кадров в разрыве между потребностями бизнеса ведущих IT-компаний, оснащенных современными девайсами и работающих с последними версиями софта, и фундаментальной направленностью обучения инженеров в области IT. "Для телекоммуникационной отрасли ведущими вузами в области подготовки кадров являются МГТУ им. Баумана, МИРЭА, МЭИ. Они сейчас стараются "развернуть" свои программы обучения в сторону запросов бизнеса и отрасли, больше сотрудничают с уУчебными центрами сертификации специалистов известных вендоров IT- оборудования", - отметила Ольга Жердева.
По мнению менеджера по обучению компании SAS Россия/СНГ Людмилы Локтевой, для положительного сдвига в сфере образования необходимо пересматривать и модернизировать базовые программы профильных вузов и интегрировать в учебный процесс ведущих производителей оборудования и программного обеспечения. "Сейчас сфера IT достаточно привлекательна. Эта отрасль рынка труда, в которой в первую очередь преимущество специалисту дает практический опыт, а базовое образование все-таки играет второстепенную роль. Молодые специалисты в этой сфере амбициозны в плане решения профессиональных задач. Для них интересно наличие перспектив по сложным проектам и возможность профессионального развития", - добавила Ольга Жердева.
Эксперты отмечают, что молодым специалистам в IT-сфере зачастую не хватает коммуникативных и политических навыков. "Это сейчас уже очень хорошо заметно в топ-менеджменте и опускается все ниже и ниже. Кроме того, темп развития рынков с точки зрения технологической подложки ускоряется, и то, что раньше можно было спокойно изучать в течение нескольких лет, сейчас надо осваивать в течение месяцев. Это требует совсем другого набора навыков, - считает директор HR-практики департамента бизнес-приложений IBS Никита Черкасенко. - Для всех, а для телекома и IT особенно, будет сейчас главной бедой способность быстро погружаться в какую-то новую технологическую область, быстро в ней разбираться и быстро становиться способным делать в ней какие-то новые решения. Вот это ключевой момент, которому мало где учат - как внутри компании, так и в системе образования. Мало учат тому, как в ситуации технологической "незнакомости" и неопределенности быстро набирать необходимые навыки и начинать что-то делать. И те, кто первые научатся раз в полгода обновлять и "перепрошивать" знания своих сотрудников - вырвутся вперед колоссально".