Усиление финансовой нагрузки привело к резкому сокращению количества "индивидуалов": только за декабрь минувшего года и январь текущего в России с учета снялись свыше 200 тысяч ИП. Эта тенденция не обошла стороной и Нижегородскую область. По данным регионального управления Федеральной налоговой службы России, за декабрь 2012 года и январь 2013 года количество индивидуальных предпринимателей в Нижегородской области сократилось с 90,7 до 83,8 тысячи. Таким образом, убыль составила 7,5 процента, тогда как за весь 2012 год потери в рядах ИП составили всего 3,6 процента.
По словам председателя регионального отделения "ОПОРы России" Дмитрия Бирмана, его организация провела опрос предпринимателей и выяснила, что около 40 процентов ИП, имеющих в штате до трех работников, планируют в ближайшее время "закрыть лавочку". Более 60 процентов "индивидуалов" с годовым оборотом до 150 тысяч рублей последуют их примеру. Среди ИП с оборотом 150-500 тысяч рублей намерение свернуть деятельность выразила примерно половина.
- Новые отчисления в Пенсионный фонд в первую очередь бьют по предпринимателям с годовым доходом до 500 тысяч рублей, - считает Дмитрий Бирман. - Это таксисты, няни, репетиторы, парикмахеры, люди, зарабатывающие рукоделием, и так далее. Население, переставшее обеспечивать себя, пополнит биржу труда. Закрытие ИП также может привести к ухудшению криминальной обстановки.
Пути решения данной проблемы Дмитрий Бирман видит в сохранении старых пенсионных ставок для ИП, чей годовой доход не превышает 600 тысяч рублей. Для других категорий бизнеса, по его мнению, повышение не так ощутимо.
Сокращение "индивидуалов" существенно повлияет на рост количества безработных, развивает тему председатель Ассоциации предпринимателей Ленинского района Нижнего Новгорода Ирина Садовникова.
- Большинство наших ИП готовы закрыться, - сообщила она. - Но идти им особо некуда. Многие из них начинали свой бизнес в 1990-е, и сегодня им уже за 50 лет, а работники в таком возрасте не интересны работодателям.
Кроме самого предпринимателя в службу занятости населения придут и его работники, и пособия по безработице им придется платить из областного бюджета. К тому же вымывание малого бизнеса отрицательно скажется на конкуренции в мелкорозничной торговле и ряде других сфер. Цены на продукты, товары и услуги вырастут, что также усилит социальную напряженность в регионе.
Председатель Ассоциации защиты интересов малого бизнеса Ирина Борисова утверждает, что причин массового исхода ипээшников несколько. Часть из них были "мертвыми душами", то есть фактически не вели никакой деятельности. Другая часть работала, но неэффективно. Ранее они не закрывались лишь для сохранения пенсионного стажа, однако повышение отчислений в ПФР заставило их самоликвидироваться. Есть среди предпринимателей-отказников и те, кто начал свое дело в прошлом году, но двукратный рост пенсионных отчислений вкупе с увеличением арендных ставок на недвижимость, платежей за электричество и другие ресурсы испугал их не на шутку.
В числе предпринимателей, сомневающихся в дальнейшем развитии своего бизнеса, есть те, кто выиграл гранты регионального правительства, но получил их слишком поздно. В июне 2012 года бизнесмены сдали документы на участие в конкурсах, сами конкурсы по получению грантов проходили в сентябре-октябре, а в конце октября гранты должны были дойти до ИП, но в итоге были получены лишь в декабре. Соответственно предпринимателям, рассчитывавшим на эти деньги, пришлось оплачивать аренду, закупку оборудования из собственных средств. По мнению Борисовой, предприниматели наверняка начнут оптимизировать пенсионные расходы. Например, несколько "индивидуалов" официально прекратят свою деятельность, но неофициально продолжат ее под крышей одного ИП. Словом, бизнес опять уйдет в тень.
У Пенсионного фонда своя правда. Руководитель отделения ПФ РФ по Нижегородской области Владимир Тарасов призывает предпринимателей и СМИ "не нагнетать ситуацию", считая, что нет никакой связи между уменьшением количества индивидуальных предпринимателей и возросшими страховыми взносами. В прошлом году в ПФР была проведена большая работа по снятию с учета так называемых "нулевиков": из 90 тысяч зарегистрированных предпринимателей не вели никакой деятельности 24 тысячи.
- Мы им объясняли, что, несмотря на нулевые показатели, за ними тянется хвост долгов в Пенсионный фонд, - пояснил Владимир Тарасов. - Ведь пока они не сняты с учета, их задолженность растет и в конце концов за них возьмутся судебные приставы. На многих наши предупреждения подействовали.
До 2010 года Пенсионный фонд Нижегородской области обеспечивал себя на 90 процентов, но после повышения размера пенсий эта цифра снизилась до 52 процентов. За 2012 год собрано около 60 миллиардов рублей, а выплачено пенсий на 120 миллиардов. Недостающую сумму ПФР получил из федерального бюджета. Владимир Тарасов считает, что повышение отчислений в первую очередь призвано сохранить социальную справедливость. Ведь на каждого наемного работника со средней для нижегородца зарплатой в 19,5 тысячи рублей работодатель уплачивает около 54 тысяч рублей в год. ПФР не может платить пенсии ниже 5,7 тысячи рублей. Предприниматели же со своими 17-тысячными отчислениями даже на минимальную пенсию не зарабатывают. В результате ПФР вынужден компенсировать эту разницу за счет пенсионных средств других граждан.