Основной и наиболее обсуждаемый сегодня документ, который меняет налоговое законодательство, это законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", который был принят Госдумой в первом чтении. В соответствии с ним планируется предоставить налоговым органам право привлекать к субсидиарной ответственности лиц, действия которых привели к возникновению убытков РФ. "Налоговые органы в случае невозможности взыскания недоимки по налогам и сборам с юридического лица по причине отсутствия у него денег и имущества вправе будут в судебном порядке взыскать налоги и сборы с лиц, принимавших основные решения, которые привели к возникновению недоимки. Речь идет о предоставлении налоговым органам права обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании причиненных Российской Федерации убытков и привлечении к субсидиарной ответственности учредителей (участников), собственника имущества юридического лица или других лиц, которые давали указания, повлекшие неуплату налогов", - говорит Денис Скрябин, юрист Московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры".
Не менее обсуждаемой является поправка в Налоговый кодекс, которая дает право ревизорам определять налоговый результат сделок без учета посредников, которые не выполняют никаких функций, поскольку не имеют необходимых условий для ведения соответствующей экономической деятельности: технического персонала, оборудования, помещений, транспортных средств и иных активов. "Налоговый орган при определении результатов такой сделки, конечно, должен будет учитывать весь комплекс мер, указывающий на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, и те критерии, которые содержатся в постановлении пленума Высшего арбитражного суда и правоприменительной практике. Налоговый орган должен будет доказать, что налогоплательщик знал и должен был знать о нарушениях, допущенных контрагентом", - поясняет Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, минфина РФ. "Эти изменения вызваны формированием судебной практики по отказу в налоговой выгоде, если операции, отраженные налогоплательщиками, не могли совершаться и были отражены только в целях завышения показателей, влекущих налоговую выгоду (расходов и вычетов). Такой подход был сформирован в Постановлении Президиума ВАС РФ от 3 июля 2012 года N 2341/12. Данная поправка имеет общие трактовки, которые должен конкретизировать минфин в своих разъяснениях налогового законодательства", - считает Денис Скрябин.
Налоговые органы также могут получить право приостанавливать операции по счетам организации в случае, если инспекция не получает отметку на почтовом уведомлении о доставке корреспонденции в компанию. Письма рассылаются по адресам, указанным в учредительных документах. Организацию, которая не находится по месту "прописки", ревизоры автоматически считают нарушающей закон. "Налоговый орган не содержит обязанности налогоплательщика находиться по адресу, указанному в учредительных документах. Однако в то же время в НК введена такая мера обеспечения, как приостановление операций по счетам, если получено уведомление об отсутствии налогоплательщика по указанному адресу", - говорит Сергей Разгулин. Сложно сказать, какая из норм Налогового кодекса будет взята за основную.
"На мой взгляд, приостановление операций по счетам, предлагаемое правительственным законопроектом, несоразмерно последствиям неполучения организацией корреспонденции. В части 3 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несообщение сведений о действительном месте нахождения фирмы. Поэтому неясно, зачем вводить дополнительную меру ответственности", - говорит Денис Скрябин.
Также в целях противодействия уклонению от уплаты налогов ужесточаются правила работы с офшорными юрисдикциями. В частности, сделки между взаимозависимыми лицами, независимо от сумм доходов по ним, подлежат контролю в том случае, если одной из сторон является иностранная компания. И это не единственное изменение, деофшоризации экономики сейчас уделяется максимальное внимание. "Внесены изменения в типовое соглашение об избежании двойного налогообложения в части порядка применения налоговых льгот. Принято решение о перезаключении международных соглашений с Кипром, Люксембургом, Швейцарией, Италией. Подписана конвенция об административной помощи в налоговых делах. Предполагается ее ратификация Российской Федерацией в этом году", - говорит Сергей Разгулин.
Совершенствование международных соглашений позволит налоговикам получать информацию о владельцах компаний и счетов от иностранных коллег. Сделки с иностранными компаниями становятся с каждым годом все более рискованными. "Это связано с возросшим потоком информации между налоговыми органами и зарубежными юрисдикциями. Инспекторы активнее пытаются получить сведения с Кипра, из Швейцарии и Люксембурга", - говорит Николай Баранов, партнер Noerr.
При этом, по мнению Дениса Скрябина, государство не ставит своей задачей пресечение финансовых операций со всеми международными юрисдикциями: "В первую очередь инициатива направлена на установление направления движения капитала в подконтрольное государству русло, а не против вывоза капитала как такового. Валютное регулирование по-прежнему направлено не на запрет, а на контроль".
Также планируется усовершенствовать механизм налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. Предполагается, что в ряде случаев нераспределенный доход иностранной фирмы будет подлежать налогообложению у материнской компании. "У российских организаций появится обязанность указывать список аффилированных иностранных организаций. Государством будет утвержден перечень стран, иностранные компании которых попадут под действие режима нераспределенной прибыли", - говорит Сергей Разгулин.
Также предполагается рассмотреть вопрос о дополнительных критериях определения налогового резидентства организации. В настоящее время регистрация юридического лица на территории России дает компании право называться налоговым резидентом страны. Предполагается расширить список критериев для признания компании резидентом России за счет включения такого признака, как фактическое нахождение исполнительного органа организации на территории РФ. Еще одно изменение, которое планируется утвердить законодательно в этом году, это установление обязательного досудебного порядка обжалования решений, действий, бездействий должностных лиц налогового органа. Соответствующий законопроект, внесенный в правительство, предусматривает, что с 2014 года процедура досудебного обжалования станет обязательной не только для решений, которые принимаются по результатам налоговой проверки, но и по другим видам споров с налоговой инспекцией. К примеру, с помощью жалобы можно быстрее оспорить приостановление операций по счетам.