Личный кабинет налогоплательщика юрлица предоставит предпринимателям новые возможности. Во-первых, можно онлайн видеть систему собственных начислений, то есть возникновение налоговых обязательств. Во-вторых, можно видеть поступления, то есть пришли ли деньги в налоговую инспекцию. Также появится возможность получать выписку о состоянии счета: такие справки об отсутствии задолженности нужны компаниям для участия в тендерах и аукционах. А также сообщать об ошибках для того, чтобы ФНС могла оперативно их исправить.
Кроме того, в онлайн-кабинете можно составлять и затем направлять в инспекции заявления на уточнение платежа, заявления о зачете или возврате переплаты, акты сверки. В числе доступных услуг также выписка из ЕГРЮЛ в электронном виде. Здесь же можно проверить статус заявления или запроса компании в налоговые органы, получить решения по направленным заявлениям и обратиться в ФНС в электронном виде.
- Безусловно, это очень полезный сервис. Еще год назад уплата налога по неверным КБК приводила к безумной головной боли предпринимателя и бухгалтера, нужно было идти в ФНС, стоять в очереди, писать заявление, которое могли еще не принять без объяснения причин, - вспоминает Максим Яремко, генеральный директор интернет-бухгалтерии "Мое дело". - Сейчас же процесс будет полностью автоматизирован и независим от человека. Что отлично скажется как и на расходах ФНС, так и на удобстве налогоплательщика. ФНС идет в нужном направлении и запускает полезные интернет-сервисы. Например, была запущена возможность регистрировать ИП или ООО практически в режиме онлайн.
Для получения доступа к кабинету налогоплательщика руководитель компании должен иметь сертификат ключа подписи (СКП), выданный удостоверяющим центром, аккредитованным в сети доверенных удостоверяющих центров ФНС. Сейчас таких центров более 110. Необходимо также пройти процедуру регистрации и подписать соглашение о предоставлении доступа к кабинету. После того как доступ головной организации в "Личный кабинет" получен, руководитель может подключить к сервису свои обособленные подразделения. Причем предусмотрено разграничение прав доступа: руководитель и представители головной организации будут видеть информацию по всем филиалам, а филиалы - только о себе. По результатам пилотного проекта по эксплуатации сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц" будет принято решение о дальнейшем расширении перечня инспекций, налогоплательщики которых смогут воспользоваться этой услугой, заявляет налоговая служба.
- Данный сервис в полной мере будет востребован пользователями, имеющими доступ к устойчивому интернет-соединению, - полагает Нина Козлова, руководитель Управления бухгалтерского, налогового и правового консалтинга компании "ФинЭкспертиза". - Представленный функционал, на мой взгляд, соответствует заявленным целям и задачам в приказе Федеральной налоговой службы от 25 июня 2012 г. N ММВ-7-6/419@ "О проведении опытной эксплуатации подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" 1 очереди". Однако следует обратить особое внимание на корректное отражение и предоставление информации о задолженности по налогам налогоплательщика - иными словами, всеми возможными способами избежать ошибок в базах. В противном случае вместо экономии времени налогоплательщиков и снижения трудозатрат работников налоговых органов получится обратный эффект, когда налогоплательщики персонально будут обращаться в налоговые органы с целью выяснения причин внезапно образовавшихся задолженностей.
Полезна функция сохранения истории запросов налогоплательщиков и предоставленных инспекторами документов (ответов). Сервис "Личный кабинет юридического лица" содержит все сведения о расчетах компании с бюджетом, ее задолженностях и переплатах. Также там будет информация из ЕГРЮЛ, ОГРН и другие сведения, необходимые бухгалтеру для уплаты налогов. Доступ в "Личный кабинет" будет осуществляться только с помощью электронной подписи.
- Но главной задачей для разработчиков системы должно быть обеспечение безопасности данного сервиса от кибермошенников: возможность взломать базу должна быть сведена на "нет", - резюмирует Нина Козлова.