Всем известна методика тайм-менеджмента, которая сводится к управлению таким ресурсом, как время. А в концепции тонус-менеджмента на производительность труда и способность к изменениям влияет внутреннее состояние человека, наличие у него жизненных сил. Это новый вектор развития, новая тенденция. Именно энергия, а не время является основной валютой продуктивности. С помощью тонус-менеджмента можно научиться управлять собственными силами.
Тонус-менеджмент как системный подход, объединяющий работу с энергией человека на всех четырех уровнях, - новое для российского рынка явление. Однако в той или иной степени отдельные компании и личности применяют те или иные инструменты, которые использует эта концепция. В отличие от времени наши энергетические возможности являются тем, что мы можем пополнять и возобновлять, чтобы справляться с ежедневными проблемами. Лидер коллектива может управлять своей энергетикой и потенциалом своей команды. За один и тот же период времени сотрудник с высоким уровнем энергии выполнит гораздо больший объем работы, чем его коллега, который "не в тонусе". Как следствие, он уйдет с работы вовремя, ему не надо будет платить сверхурочные, он сможет гораздо дольше выдерживать рабочий ритм, не болея и не испытывая желания сменить место работы.
Тонус-менеджмент работает с четырьмя источниками, из которых мы получаем и тратим нашу энергию: сущностным, интеллектуальным, эмоциональным и физическим. Например, для восстановления энергии на физическом уровне требуется достаточное количество сна, определенный режим и состав питания (преимущественно белки и сложные углеводы), двигательная активность и цикличный характер работы - с паузами и перерывами каждые полтора часа. Основной источник энергии на эмоциональном уровне - чувство уважения, которое мы получаем от других людей и в свою очередь передаем окружающим. Поглотителями энергии на эмоциональном уровне являются все негативные эмоции: обида, зависть, чувство вины и сожаления. Много энергии тратится впустую, когда мы застреваем в ситуации выбора, не имея сил принять решение.
Всех людей нельзя заставить следовать той или иной концепции развития и изменений. Очевидно, что не все и не всегда готовы меняться. Но можно "проблематизировать" человека, подтолкнуть к размышлениям.
Следующий уровень генерации энергии - интеллектуальный. Он питается нашим творческим напряжением и растрачивается из-за информационной перегруженности и многозадачности. Наконец, сущностный уровень энергии, или уровень смыслов, включает экзистенциальное наполнение того, что мы считаем своей жизнью. Именно на этом уровне появляются ответы на вопросы "зачем, во имя чего я делаю что-то", "каким я хочу видеть свое будущее и будущее своих близких", "какова моя история, что я хочу в ней сохранить, а что необходимо изменить". Важно помнить, что результативные изменения возможны только в рамках синергии всех четырех составляющих энергии. Управление только одним-двумя уровнями ведет к общему дисбалансу, не позволяя реализовать качественные изменения и амбициозные прорывы. Инструменты управления энергией дают максимальный эффект, если применять их не только на уровне руководителя, но и на уровне всей команды. При этом нужно понимать, что на всех людей повлиять нельзя. Вернее, нельзя их заставить следовать той или иной концепции развития и изменений. Очевидно, что не все и не всегда готовы меняться. Но можно "проблематизировать" человека, подтолкнуть к этим размышлениям. И если мотивация его проявляется, то тогда тонус-менеджмент начинает приносить свои плоды. Главное, нужно помнить, что все эффекты от тонус-менеджмента будут сведены на ноль, если руководство игнорирует принципы тонус-менеджмента, потому что подчиненные тоже будут их игнорировать.
Внедрение тонус-менеджмента приносит бизнесу массу дивидендов. В первую очередь это повышение производительности. Плюс повышение лояльности сотрудников: "если у меня есть силы, то я чувствую себя по-другому, и это мое состояние распространяется на все: где я работаю, с кем я работаю". Еще одна важная составляющая - повышение инициативности и креативности. Люди, которые в тонусе, и мыслят иначе. Косвенно это влияет на клиентоориентированность: "если у меня нет сил улыбаться, то я и не буду улыбаться, сколько об этом ни говори". Также снижается частота и средняя продолжительность больничных, уменьшается количество конфликтов, повышается скорость и качество управленческих решений, наблюдается подъем мотивации и энтузиазма, рост амбиций и личной ответственности сотрудников. При этом важно понимать, что эффект наступает, когда принципы тонус-менеджмента внедряются в структуру организации, когда компания начинает жить этими идеями и принципами.
Тонус-менеджмент нужен в первую очередь руководителям, потому что потребность в энергии взаимосвязана с масштабами ответственности. С другой стороны, можно говорить о полномочиях. Если руководитель знакомится с инструментами тонус-менеджмента, то он может влиять на свою команду, на ее состояние - на то, что называется "тонус-профиль" (совокупный показатель уровеня энергии коллектива). Поэтому прежде всего тонус-менеджмент рассчитан на руководителей, и в первую очередь на амбициозных руководителей, которые хотят, чтобы энергии было больше, потому что у них есть далеко идущие цели и планы в профессиональной, а также и в личной жизни.