Эксперты полагают, что показатели эффективности в телекоме устарели

Глобальные операторы телекоммуникационной связи рискуют потерять доверие инвесторов, если кардинально не изменят показатели эффективности. К такому выводу пришли аналитики Ernst & Young в исследовании "Трансформация показателей эффективности в телекоммуникационной отрасли". Они считают, что современные показатели, такие как ARPU (средняя выручка в расчете на абонента) и EBITDA (прибыль до уплаты налогов и начисления амортизации), не в полной мере отражают экономический рост и рентабельность операторов телекоммуникационной связи.

"Взгляды инвесторов на телекоммуникационный сектор остаются противоречивыми. Несмотря на рост спроса на новые услуги, связанные с хранением и обработкой данных, многие операторы продолжают руководствоваться консервативными принципами при выборе объектов капиталовложений. Сравнение доходности акций крупнейших телекоммуникационных компаний за предыдущие пять лет показывает, что их оборонительные (консервативные) характеристики сменились в 2012 году низкой доходностью", - отмечается в исследовании.

Эксперты рекомендуют телекомам отказаться от оборонительной тактики взаимодействия с инвесторами. От операторов телекоммуникационной связи теперь требуется доказательство эффективности бизнес-модели, устойчивого экономического роста в предыдущие периоды и выполнимого плана мероприятий, обеспечивающего надежную рентабельность.

Показатели эффективности в телекоме устарели и не полностью отражают картину рынка

"В будущем успех компании будет определяться способностью продать новые, более дорогие услуги имеющимся клиентам, в частности и корпоративным, - отметил ведущий аналитик Ernst & Young по оказанию услуг компаниям отрасли связи Адриан Башнонга. - Операторы проводной связи уже успешно используют такие показатели, как генерирующие выручку единицы (RGU) в расчете на абонента. Такие показатели, как доход на задействованный капитал (ROCE) и доход на инвестированный капитал (ROIC), становятся важными инструментами по оценке эффективности. Кроме того, совершенствованию оценки предлагаемых операторами новых услуг способствовало бы расширение сферы финансовых показателей сверх маржи EBITDA, в течение многих лет являвшейся основным показателем финансовой отчетности".

Российские эксперты согласны с тем, что некоторые показатели эффективности в телекоме устарели и не полностью отражают истинную картину рынка. Но лишь отчасти. "Показатели вполне пригодны для оценки эффективности, но только операторов, работающих в одном рыночном сегменте, - подчеркнул генеральный директор компании "Шуголь Консалтинг" Александр Шуголь. - Сравнивать "вообще" операторов так абсолютно некорректно. Для оценки эффективности разнородных телеком-бизнесов неплохо подходит параметр "доход на одного работающего в год", и то только на стадии зрелого бизнеса".

Для оценки эффективности всегда берется несколько ключевых цифр, потому что любой отдельно взятый показатель отражает в разной степени достоверности лишь одну из характеристик деятельности коммерческой организации, продолжает директор по связям с общественностью консультационного агентства "Телекомпас" Александр Ромашко: "ARPU - это один из ключевых показателей, который любят использовать для подтверждения эффективности и успешности бизнеса. Но для оценки инвестиционной привлекательности оператора этого, конечно, недостаточно. Потому что он не дает четкой картины, за счет чего, каких именно услуг этот показатель растет или снижается. Это значит, что ARPU растет за счет того, что абоненты стали больше говорить или стали больше скачивать контент. Если растет контент, то это означает, что оператор пытается расширить спектр услуг, работает на перспективу, совершенствует техническую базу и использует новые технологии".

Еще один показатель, которым очень любят оперировать в телекоме, это прибыль до уплаты налогов и начисления амортизации, она показывает выручку оператора, но не учитывает такие серьезные затраты, как выплата процентов по кредитам и амортизация основных средств. "Любой крупный бизнес, в том числе и в телекоме, не может обходиться без заемных средств. Значит, часть выручки уходит на погашение кредита. Но EBITDA не учитывает эти затраты, как будто эти деньги достались оператору бесплатно. А выплаты порой бывают очень существенными. Поэтому когда компанию оценивают по EBITDA, то вполне может возникнуть ситуация, при которой этот показатель зашкаливает, а на самом деле оператор терпит убытки, - объяснил Александр Ромашко. - Оба эти показателя "ласкают глаз" менеджменту оператора и в какой-то степени работают на повышение капитализации компании, но не должны очаровывать инвесторов".

Эксперты считают, что самое надежное средство привлечения инвестиций - хороший бизнес-план. "Грамотный инвестор заглядывает в конец этого документа и сразу все видит: сколько денег ему надо вложить, когда наступит точка безубыточности, когда его инвестиции вернутся, какой будет дальнейший доход", - уверен Александр Шуголь.

Доказать эффективность своего бизнеса телекомы могут при помощи полного раскрытия информации. "На инвесторов могут произвести впечатление и финансовые показатели, которые отражают состояние основных составляющих бизнеса: от эффективности операционной деятельности до состояния и использования основных фондов, от дохода на задействованный капитал до дохода на инвестированный капитал, от выручки до свободного денежного потока, от экономической прибыли до возврата капитала и так далее, - считает Александр Ромашко. - Не стоит забывать упоминать и о планах реализации перспективных проектов, которые могут обеспечить конкурентные преимущества на рынке".