11.03.2013 23:03
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Если верить ТВ, наша жизнь - сплошной календарный уик-энд

    У нас, что ни неделя, то продленный уик-энд. В феврале - за счет мужского праздника. В марте чествуем женский пол. Вот когда мы кого-нибудь и или чего-нибудь не чествуем?.. Если судить нашу жизнь по телевизору, и вся-то наша жизнь есть сплошной календарный уик-энд с перерывами на немногочисленные трудовые будни, в которые, впрочем, тоже не соскучишься, отслеживая подвиги "ментов" и оборотней в погонах.

    ***

    Женский праздник - пожалуй, что наименее хлопотен для ТВ. Тут что ни брось в топку эфира, все в тему. В этот день в эфир можно без оглядки на идеологию ставить любые рейтинговые фильмы и программы. И всем будет тепло - и зрителям, и рекламодателям. Есть одна стратегическая дилемма у вещателя. Что предпочтительнее - загрузить ли эфир примерами женского мужества или образцами неотразимой женственности?

    - А подайте нам того и другого, - просят зрители и зрительницы. - Можно орлеанскую деву в латах, а на десерт - сексуальных девушек в коротких юбчонках из мегаполиса. Тут-то выясняется, что с мужественными воительницами с мировым злом в последнее время наблюдается некоторый дефицит. В отечественном репертуаре есть кое-что. Например, комиссарша из "Оптимистической трагедии" красивая хрупкая женщина, мобилизованная Революцией, поднялась на железный корабль и укротила биологическую массу самцов, выковала из нее сознательных борцов за счастье народное и повела их в бой. Или другая комиссарша из фильма "Комиссар" - Клава Вавилова, что во имя Революции победила материнский инстинкт и тоже повела в бой красноармейцев за счастье всех народов. Но эти истории печальные и старые. Им, как и "Матери" Глеба Панфилова и еще "Члену правительства", "Прошу слова", не нашлось места в праздничном репертуаре ТВ, что понятно, но нелогично.

    У нынешних зрителей большим спросом пользуются фильмы о борьбе женщин с самими собой

    Можно было бы привлечь к ответственности некогда популярную блондинку Никиту. Она, правда, не наша. И нам не в пример. Есть и наши - Настя Каменская, Маша Швецова - умные, женственные и бескомпромиссные борцы с криминалом. Но их и без праздников часто показывают. Для этих героинь разгадывание преступных замыслов и деяний - проза их жизни.

    Впрочем, довольно о борьбе женщин со злом. Тем более что у нынешних зрителей гораздо большим спросом пользуются фильмы и программы о борьбе женщин с самими с собой за уважение и любовь таких мужчин, как Ричард Гир. Потому, в частности, наши телеканалы не устают показывать, а нашим телезрителям не надоедает смотреть голливудскую "Красотку", где девушка с сомнительной профессией, но с чистой душой влюбляет в себя богатого бизнесмена с не очень хорошей кредитной историей и пробуждает в нем высокую человечность. Почти как Катюша Маслова - в графе Нехлюдове. Показали и на сей раз, но не в качестве десерта, а в порядке холодной закуски перед горячим.

    "Горячее" - это "Служебный роман". Вот это наше, это притча про то, как советская госслужащая Мымра стала женщиной. Более того - красоткой. Такого рода создания греют душу не только мерцающей мечтой о счастливой любви; это ведь еще сказки об эмоциональном реванше, который берет Золушка или "гадкий утенок" у Реальности.

    Что предпочтительнее - загрузить ли эфир примерами женского мужества или образцами неотразимой женственности?

    "Женский день" на ТВ - женский, но главный все-таки для них подарок - это Мужчина (их мечты). Об этом все время талдычат героини "Секса в большом городе", демонстрируемого не первую неделю на канале "Муз ТВ". Они их перебирают, примеряют, теряют или бегут от них. Но этот супермаркет явно не наш. Это импорт. Наше посконное - возродившийся "Бальзаковский возраст, или все мужики сво... Пять лет спустя". Наши городские девушки судачат примерно о том же. Но сам фильм по сюжету, по настроению ближе к известной программе на Первом канале - "Контрольная проверка". Мужики по прежнему сво... Может, наши подружки не там их ищут... Может, им стоит обратить внимание на телеведущих... Например, на Михаила Зеленского. Как он бодро шагает по нарисованным коридорам, приостанавливается, расставляет ноги на ширину плеч, смотрит на часы, входит в студию и объявляет: "Это прямой эфир".

    ***

    Царившее в телеэфире все эти дни праздничное настроение, конечно, было отравлено вестью о трагической кончине актера Андрея Панина. Михаил Зеленский тут же наспех состряпал спецвыпуск "Прямого эфира".

    Сложность для создателей состояла в том, что в этом трагическом событии не было никакой криминальной интриги. Случай и случай. И тогда ведущий с редакторами стали высасывать из своих пальцев психологическо-мистическое. Как так получилось, что он умер в полном одиночестве, и никто из родных, из друзей, из коллег не спохватился, не удосужился поинтересоваться, что и как с ним? На этом изначально строилась драматургия передачи. Мол, как мы (и они) невнимательны друг к другу. Но как-то этот мотив довольно быстро увял. Еще ведущий сделал важное для себя открытие: артист играл мерзавцев и негодяев, а почему-то ходил при этом в любимцах публики. Ведущему объяснили, что играл он не только мерзавцев. Ведущий упорствовал. Ему говорили об обратном. Ведущего было почти жалко; он потерял все драматургические нити. Было неловко и за гостей программы. Они собрались помянуть товарища, поделиться эмоциями, а их утилизировали как героев сочиненной на ходу беллетристической истории.

    Случай с Паниным еще попытаются утилизировать не раз в интересах рейтинга и рекламодателя. И всякий раз будут исходить из незыблемого правила мифологии: знаменитые люди не могут умереть по воле Случая. Потому будут искать закономерность. И таки найдут. Или сделают вид, что нашли.

    Поделиться