Минобрнауки представит проект стандарта дошкольного образования

В минобрнауки разрабатывается проект стандарта дошкольного образования. Ожидается, что он будет готов уже в марте.

Эксперты считают, что стандарт должен быть посвящен не тому, как учить маленького ребенка считать и писать, а тому, как его развивать с помощью физической культуры и искусства. Руководитель Центра дошкольного, общего и дополнительного образования Федерального института развития образования (ФИРО) Наталья Тарасова уверена, что специально обучать в детском саду чтению и письму не надо.

- Успешность ребенка в школе определяется его психологической готовностью, которая включает мотивацию к учебе, - говорит Тарасова. - Обязательно в программе должны быть музыка, рисование - все это надо прописать в стандарте.

А вот что касается строгого распорядка дня, которого в целом нет в европейских дошкольных учреждениях, то в России отменить жесткий режим пока нельзя. Если за границей в группе находится 15-20 детей, то у нас - 23-30.

При этом нет лабораторий, мастерских, студий, которые есть в детских садах Германии, Бельгии, Голландии, Финляндии и других странах. Учитывая же новую систему оплаты труда, которая теперь принята в детских садах, перспектива разгрузить группы и вовсе исчезла.

Людмила Волобуева, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, признает: подготовить стандарт по дошкольному образованию - непростая задача. Никаких похожих федеральных документов прежде не было. Она тоже надеется, что в проекте не будет требования научить детей в дошкольном возрасте читать или писать, хотя на это есть социальный заказ и от родителей, и от учителей.

- У детей 3-7 лет ведущий вид деятельности - игра, - замечает она.

Есть и другие вопросы. Так, не ясно, кто и как будет контролировать, выполняется ли стандарт в семейных детских садах. Будет ли он обязателен для тех садов, которые оказывают только услуги по "содержанию и уходу" за детьми?

Кстати, по последним данным соцопроса Фонда общественное мнение, 35 процентов родителей не знают, правильно ли там развивают их детей. И только 18 процентов оценили работу дошкольных учреждений на "хорошо".

Комментарии

Александр Дидин, папа Максима Дидина - победителя Международной естественно-научной олимпиады в 2012 году:

- Когда сыну исполнился год, мы купили ему никитинские развивающие квадраты. Он заинтересовался, попробовал - получилось. Потом дали более сложные варианты игры и головоломки. Снова понравилось. Примерно в это же время стали учить читать, но начали не с букв, а сразу со слов. Показывали карточку, где было написано слово, и произносили его вслух. Постепенно он через графические образы научился составлять предложения и читать. Взял в руки первую книгу. Помню, это были стихи Чуковского. В три года я научил его играть в шахматы. Причем не давал готовых ходов и решений, а подводил к ним.

Самый большой враг развития ребенка - пассивная развлекаловка. Если ребенку подарили блестящую игрушку или включили телевизор, никакой наукой вы его уже не заинтересуете. Как-то ехал из Москвы за город. Рядом со мной в автобусе сидел школьник. Темный вечер, за окном яркая Луна. Я спрашиваю мальчишку: "Знаешь, что это?" А он так четко отвечает: "В 5-м классе у нас начнется физика, и учитель мне все расскажет!" Может, он и отличник, но учиться ему уже не интересно.

Опыт

Виктория Чернышева, Ульяновск

Гигантские мягкие игрушки, яркие столы, уютная спальня, класс для занятий с современными пособиями...

- А кто у нас любит математику? - спрашивает воспитатель. Поднимается ворох рук. И только одна девочка признается: "А я ее не понимаю".

- Дети у нас занимаются с четырех лет. Изначально мы делали акцент на подготовку к школе, но затем добавили еще и развивающие занятия: хореографию, бассейн, теннис и т.д. С детьми работают психолог, логопед, - рассказывает директор Симбирской общеобразовательной гимназии Валерий Морозов.

Детский сад открылся при гимназии пять лет назад. И там, и там занимаются по единым федеральным программам.

- Чтобы создать идеальный детский сад, нужно прежде всего создать условия для воспитателя, - убежден Морозов. - Чтобы он имел под рукой все необходимое. И никакая интерактивная доска не заменит педагога, к которому дети тянутся. Я часто говорю родителям, что они зря покупают малышам компакт-диски, усаживают за компьютер, дают в руку пульт. Лучше просто пообщаться.

Родители хотят научить ребенка читать чуть ли не с пеленок: в престижные школы принимают детей, которые читают по 40 слов в минуту, а это уровень первого класса! "Гонка за знаниями" приводит к тому, что ребенку скучно учиться.

У сегодняшних детей клиповое мышление, они быстро включаются в процесс и также быстро выключаются. Информацию им приходится предлагать именно в таком темпе. Поэтому в группе детского сада должно быть не более 12 человек, - считает директор Симбирской общеобразовательной гимназии.