В феврале у бизнесменов снизилась уверенность в завтрашнем дне

Последний зимний месяц не лучшим образом повлиял на настроения работников и руководителей российских организаций.

В январе доля сотрудников, уверенных в завтрашнем дне предприятий и организаций, где они работают, составляла 77%, а в феврале упала до 73%. Об этом свидетельствует обзор "Настроения экономики", подготовленный экспертами Центра стратегических исследований (ЦСИ) компании "Росгосстрах" (см. диаграмму на стр. 1).

Среди владельцев и руководителей компаний и предприятий доля уверенных в завтрашнем дне также снизилась по сравнению с январскими показателями - 72% против 75%. Авторы обзора отмечают, что уверенность в завтрашнем дне своего предприятия снизилась по сравнению с январем и среди тех, кто занят в частном секторе (72% против 75%). При этом наибольшую уверенность в будущем своих организаций и в январе, и в феврале 2013 года продемонстрировали жители Кемерово, Екатеринбурга и Иркутска. А вот наименьшие показатели уверенности отмечены в Москве, Томске и Пензе.

- Здесь все довольно просто. Сотрудники ориентируются на текущее положение своего предприятия, а предприниматели смотрят в будущее, к тому же они имеют больше информации, - отметил руководитель ЦСИ компании "Росгосстрах" Алексей Зубец. - Они ориентируются на спрос, стоимость кредитов, изменения в законодательстве и многие другие влияющие факторы. Сегодня главная проблема в российской экономике состоит в том, что стоимость кредита для предприятий достаточно высока. Со второй половины прошлого года она находится в положительной зоне - проценты по кредиту выше инфляции. В сочетании с прочими барьерами на пути предпринимательства она тормозит развитие экономики. Все это снижает уверенность предпринимателей в завтрашнем дне своих предприятий. А их сотрудники пока ухудшений не почувствовали.

По мнению партнера BDO в России Елены Хромовой, падение уверенности может быть связано с несколькими моментами: во-первых, запас положительных новостей в сфере экономики был исчерпан в предыдущие месяцы, в феврале оснований для роста уверенности было не так много. На этом фоне любая негативная информация вызывает рост пессимистических ожиданий, считает эксперт. Плохих новостей было достаточно - результаты выборов в Италии, газовые конфликты с Украиной и т.п. Вторая причина чисто психологическая - после череды новогодних праздников к концу зимы общий настрой респондентов менее оптимистичен, чем в январе.