Проблемы авиасообщения между российскими городами с подачи главы правительства разбирали еще в августе прошлого года. Тогда выявили два основных препятствия, мешающие летать из одного российского региона в другой напрямую. Это устаревший парк техники и отсутствие собственного отечественного маломестного самолета, а также негодная летная инфраструктура - многие местные и региональные аэропорты давно не функционируют.
Между тем правительством поставлена задача до 2015 года увеличить пассажиропоток не менее чем на 34 процента. В прошлом году объем авиаперевозок на внутренних линиях составил 33,4 миллиона пассажиров. При этом на маршрутах, не связанных с Москвой и Санкт-Петербургом, показатель составил всего лишь 4,76 миллиона.
По поручению премьер-министра министерство транспорта ранее составило "дорожную карту" по развитию региональных авиаперевозок и занимается ее реализацией. "На базе ряда аэропортов Крайнего Севера и удаленных территорий созданы федеральные казенные предприятия, - напомнил Дмитрий Медведев. - В 2013 году на их субсидирование направляется около 3 миллиардов рублей. И еще более 2 миллиардов предназначено для обновления парка региональных самолетов".
В Минтрансе рассчитали, что к 2030 году авиапарк региональных самолетов должен составлять до 600 машин. "Мы видим, что потребность в региональных самолетах растет. В следующий период времени это станет одним из основных ограничителей, на который мы должны направить свое внимание", - заявил министр Максим Соколов. Сегодня коммерческий парк российских авиакомпаний для региональных перевозок составляет всего около 300 воздушных судов, из которых 200 отечественного производства. А процент новых самолетов совсем незначителен. Это три Ан-140 и десять Ан-148.
Глава Минтранса также поднял вопрос о допуске к работе в российских авиалиниях иностранных пилотов. На ближайшие пять лет министерство предлагает установить квоту в 200 командиров воздушных судов. По словам Соколова, в правительстве вопрос в целом поддержан, поэтому можно ускорить его окончательное решение.
- Откуда мы будем брать этих командиров воздушных судов? Из каких стран? - поинтересовался глава правительства.
- Можно говорить как о рынке стран СНГ, так и о рынках европейских и американских государств, потому что сегодня заработная плата командиров воздушных судов сопоставима с европейскими показателями, - считает министр транспорта.
Сегодня зарплата командира самолета составляет 400-500 тысяч рублей в месяц, но Дмитрий Медведев предложил подумать о специфике этой работы именно в России. "Я даже не только про расстояния говорю. Стандарты различные наши внутренние, условия работы. Они смогут?" - усомнился он. Министр заверил, что на работу будут брать только тех иностранных пилотов, чья квалификация соответствует требованиям, хотя решение о приеме на работу останется непосредственно за авиакомпаниями.
Премьер уточнил, что при работе с "дорожной картой" недостаточно только создать аэродромную сеть и наполнить парк самолетов. Региональные маршруты будут востребованы только при приемлемой для населения цене. Немалое влияние на стоимость оказывают затраты на аэродромное и навигационное обслуживание. На региональных направлениях они, заметил глава правительства, существенно выше - до 400 процентов, - чем на магистральных.
- В этом контексте совместная задача и федерального центра, и регионов, и авиаперевозчиков - сформировать востребованную сеть маршрутов и обеспечить регулярность рейсов и нормальную стоимость билетов, приемлемую для населения, - указал Медведев.
Нарабатывать опыт решено в Приволжском федеральном округе, где с 1 апреля стартует пилотный проект по авиасообщению внутри округа. На его поддержку федеральный бюджет выделяет 300 миллионов рублей. "Региональные бюджеты практически в аналогичных пропорциях это финансируют, - напомнил глава правительства. - Специальный тариф экономкласса будет действовать с 1 апреля по 30 ноября".
- Вся работа должна быть построена на кропотливом и внимательном исследовании рынка и, в то же время, на анализе существующих мировых практик, - подчеркнул Дмитрий Медведев.
Предполагается, что в рамках реализации пилотного проекта в ПФО по воздуху перевезут 159 тысяч пассажиров, что на 133 тысячи больше, чем за аналогичный период прошлого года. Все регионы в начале марта доложили о готовности к работе в рамках проекта, и уже четыре авиакомпании представили заявления на участие в программе.