Не прошло и трех лет, как в Перми была изменена процедура избрания мэра. И два года назад действующий глава Игорь Сапко был избран из числа депутатов. А в городе вновь приступили к корректировке политического механизма. Вести дискуссию пригласили координатора ассоциации "Голос” в Перми Виталия Ковина, который и три года назад, когда власти отменили прямые выборы мэра, был одним из истых сторонников сохранения всенародных выборов градоначальника. За одним столом сошлись и видные деятели общественной коалиции, и депутаты гордумы, которые в 2010 году голосовали за отмену прямого избрания главы. Всего в дискуссии приняли участие около ста человек.
В постсоветское время в России сложились три модели наделения гражданина полномочиями градоначальника. Начальник управления экспертизы и аналитики аппарата гордумы Лев Гершанок напомнил про них.
- Первый - глава города избирается прямым всенародным голосованием и является полновластным хозяйственным руководителем города ("мэр-хозяйственник”). Второй- глава города избирается прямым всенародным голосованием, председательствуя в городской думе, а для повседневного распоряжения городским хозяйством нанимается глава администрации - сити-менеджер ("мэр-президент”). Третий - статус главы города фактически имеет председатель гордумы, которым депутаты избирают одного из своих коллег ("председатель - мэр”). А для повседневного распоряжения городским хозяйством нанимается тот же сити-менеджер. Такая схема сейчас действует в Перми.
Менее чем за 20 лет в Перми испытаны все три модели управления.
- Все три модели, соответственно, 1996-го, 2006-го и 2010 года легитимны, демократичны, работоспособны и, на мой взгляд, равноправны, - напомнил заведующий кафедрой управления и истории ПНИПУ Виктор Мохов. - Все опробованы в мировой практике. Более того, ни одна не идеальна. Все несут риски. Мы в любой найдем изъяны, которые будут использованы для политической борьбы и принудят очередного главу города задуматься, так ли хороша эта процедура. Если мы возьмем модель, за которую выступает большинство городского сообщества, в том числе и я, - прямого избрания, то у нее есть огромный плюс. Это влияние гражданина на жизнь города. И серьезный минус - личностный фактор. Достаточно при помощи политтехнологов немножко ошибиться, и родится вопрос - а того ли мы выбрали?!
Директор филиала по исследованию политических институтов и процессов Уральского отделения РАН Олег Подвинцев не удержался, чтобы не припомнить прошлое.
- Да, риски есть, но они проявляются в реальном контексте, - возразил политолог. - Я помню публичные слушания три года назад, когда была цель обосновать отмену выборов. Тогда тоже председательствовал Игорь Сапко, и доклад делал Лев Гершанок. Какой был главный аргумент? Якобы отмена прямых выборов повысит статус депутата, повысит внимание избирателей к их выборам, увеличит роль гордумы и так далее. При этом были потеряны прямые выборы главы города, которые вызывали больший интерес. Вспомним теперь выборы в гордуму 2011 года, когда явка была даже ниже, чем на предшествовавших. Посмотрим теперь на довыборы, которые состоялись 10 марта, и мы увидим реальный интерес избирателей к тому, кто становится депутатом. Почему? Потому что у избирателя были все основания считать, что не очень-то от депутатов зависит, кто станет главой города. По мнению граждан, это зависело не от них и не от депутатов, а от решения, которое сделали где-то в другом месте. Если не было настоящей конкурентной борьбы, какой может быть интерес к депутатам?!
- Средняя явка на довыборах 14,5 процента - позор, ниже которого падать уже нельзя, - подтвердил губернатор Пермской области в 1996-2000 годы Геннадий Игумнов. - К выборам в принципе отношение сейчас прохладное. Потому что население понимает, что от него ничего не зависит - результат предрешен другими инстанциями. Поэтому считаю, что наряду с изменениями в Уставе, подразумевающими больший вес главы города, надо составить такую редакцию, которая позволит спрашивать и с него, и со всех его структур. Может быть, есть резон, чтобы вместе с главой города избирался и первый его заместитель.
Директор экспертного центра "ГРАНИ" Светлана Маковецкая также призвала всерьез подумать над возможностью вместе с главой города также избирать и его первого заместителя, а то и председателя городской контрольно-счетной палаты.
- А вот упразднение поста сити-менеджера должно быть серьезно аргументировано, - предупредила специалист. - Ибо модель управления намного усложнилась.
Пожалуй, впервые на официальном публичном мероприятии подобающего уровня эксперт предложила не ограничиваться очередной серией поправок в Устав, который с 1996 года и так по мелочи переписан основательно, а подготовить новую его редакцию.
- Перми нужен устав третьего тысячелетия! - заявила Маковецкая.
Но к наиболее радикальной реформе призвал бывший депутат Законодательного собрания области и гордумы Михаил Касимов. Он предложил начинать не с главы города, а с самой гордумы.
- В основу должен быть положен принцип шаговой доступности депутата: один избранник на 8-10 тысяч человек населения, - считает общественный деятель. - Сейчас депутаты нередко не живут в тех округах, которые представляют. Затем, необходимо изменение социального, классового состава гордумы…
Наиболее оптимальной мне кажется численность до 200 человек. Как это и было в последнем созыве городского совета народных депутатов, - и ничего, работали.
- В гордуме действительно не представлены сейчас многие социальные группы, - согласился эксперт Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев. - Проблема в том, что выборы выигрывает человек с определенным уровнем достатка либо способностью к аккумуляции средств.
- Снова в горсовете двести человек?!.. Что-то я не готова, - улыбнулась председатель общественного совета при городской думе Галина Слаутина, сама проработавшая депутатом три созыва.
Круглый стол не принимает обязательных к исполнению рекомендаций, однако итоговый протокол, составленный по его итогам, направляется главе города и депутатам для учета при принятии решения. Все озвученные предложения будут обобщены и проанализированы, пройдут правовую экспертизу и поступят на рассмотрение в рабочую группу по подготовке изменений в Устав.
Напомним, ранее рабочая группа по внесению поправок в Устав Перми одобрила изменения в главный городской документ, предусматривающие возврат прямых выборов градоначальника и ликвидацию должности сити-менеджера. Согласно поправкам, мэр будет избираться на пять лет прямым всенародным голосованием, и именно он будет руководить администрацией. В свою очередь, депутаты гордумы выберут председателя представительного органа.
Игорь Сапко, глава Перми:
- Сейчас ведется плановая работа по подготовке нового Устава города. Мы впервые смогли собраться в таком представительном составе с представителями гражданского общества, экспертами и просто неравнодушными пермяками. Получилась очень интересная дискуссия. Были высказаны рациональные предложения. В ближайшее время мы проведем их полноценную экспертизу, в том числе на соответствие региональному и федеральному законодательству, и на заседании рабочей группы обсудим процедуру дальнейшего принятия поправок в Устав города.