Выглядело это несколько странно, поскольку о необходимости развития рынка арендного жилья в регионе говорят не первый год. Еще в середине 2011-го распоряжением главы области создана соответствующая рабочая группа под руководством первого вице-губернатора Сергея Комякова. В ее состав также вошли министр строительства и инфраструктуры Виктор Тупикин, первый зампред Заксобрания Юрий Карликанов, представители городских управлений строительства и архитектуры крупнейших городов - Челябинска и Магнитогорска. Группа должна была разработать подпрограмму развития арендного сектора жилья экономкласса в рамках областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье", предусмотрев в ней в том числе предоставление субсидий, льготное выделение земельных участков и обеспечение их инженерной инфраструктурой. И такой документ действительно был разработан.
Впрочем, о запоздалом интересе депутатов к теме говорить не приходится, поскольку за это время в рамках программы не было сдано ни одного арендного метра. Точнее говоря, к уже существующим в областном центре двум доходным домам ничего не прибавилось.
В свое время Челябинск прогремел на всю страну проектом так называемого "студенческого" доходного дома на 139 квартир. Уже к началу 2012 года его предполагалось возвести возле госуниверситета. Желающим снять жилье обещали стандартные одно- и двухкомнатные квартиры или студии со всеми удобствами по цене 13-15 тысяч рублей в месяц. Однако из-за накладки с землеотводом проект так и не был реализован.
- Строители пока не видят выгоды от реализации таких проектов в долгосрочной перспективе, - резюмирует вице-спикер Юрий Карликанов. - Начнем с земли. Это должен быть либо бесплатно выделенный участок, либо, по крайней мере, обеспеченный инфраструктурой - именно на этом забуксовал проект студенческого дома.
Впрочем, не факт, что отсутствие проблем с землей что-то изменило бы. По словам начальника управления строительства регионального минстроя Татьяны Кузнецовой, прежде чем в регионах сколь-нибудь массово начнут строиться доходные дома и вообще арендное жилье, такие понятия должны появиться в жилищном и градостроительном кодексах. Также на федеральном уровне необходимо решить вопросы с регистрацией граждан в таком жилье и последующим снятием с учета, то есть проблемы вселения и выселения. Наконец, так и не изменился порядок налогообложения: сегодня наймодатель платит гораздо больший налог на имущество, чем если бы это имущество находилось в собственности у физического лица.
Изменения в федеральном законодательстве, закрывающие эти пробелы, власти региона ожидали еще до конца 2011 года. В конце концов, на это позволяло рассчитывать то обстоятельство, что к реализации программы они приступили с подачи Минрегиона РФ. Однако теперь все откладывается на неопределенный срок: депутаты выразили сдержанную надежду, что Госдума рассмотрит соответствующие законопроекты "до конца этого года". Тем временем рынок арендного жилья остается по сути серым - огромные деньги по-прежнему уходят в карманы частников, не обременяющих себя ни ответственностью перед нанимателями, ни платежами в казну.