Жюри возглавил Юрий Григорович, под его началом - выдающиеся мастера (на этот раз Алтынай Асылмуратова, Галина Степаненко, Диана Вишнева, Игорь Зеленский, Вячеслав Гордеев и другие), в программе - две классические вариации либо одно па де де, награды - призы трех категорий. Среди новшеств можно отметить лишь жесткий возрастной ценз (в конкурсе могут участвовать только студенты выпускного курса), телевизионную перспективу ("Русский балет" покажет в записи "Россия - Культура") и в случае единодушного решения жюри годовую стажировку победителя в Большом театре.
Длившийся три часа конкурсный просмотр не принес сюрпризов для тех, кто следит за балетной ситуацией в стране. Исключением стало появление в Москве студентов довольно молодого Краснодарского хореографического училища и отсутствие традиционно сильного Воронежского. Впрочем, краснодарцы ни на что не претендовали, а вот перспективные кадры есть, как всегда, у Пермского, Новосибирского и Красноярского колледжей. В строгости классической выучки, разумеется, никто не может соперничать с петербургской Академией русского балета имени Вагановой. Лидером оказалась Московская академия хореографии.
Впрочем, имена победителей балетному миру уже известны по победам на других конкурсах. Петербурженка Ксения Жиганшина (приз III степени), москвичка Ксения Рыжкова (приз II степени) и украинец Александр Омельченко (приз I степени), который ныне тоже представляет Москву.
Предсказуемы оказались и проблемы, которые продемонстрировал "Русский балет". Педагоги часто пытаются представить на конкурсе не своих реальных студентов с их физическими и техническими возможностями, а некие идеальные модели для сборки. Поэтому балерины без шага по-прежнему упражняются в вариации Царицы вод из "Конька-горбунка", а обладательницы мармеладных пуантов борются за каждый вскок на пальцы в "Талисмане". Любой педагог считает возможным присоединить собственный талант сочинителя к дару Петипа, Фокина, Горского и "усовершенствовать" их творения. Выступления даже представителей ведущих школ часто сопровождает не фонограмма, а просто "фанера", что делает нелепыми претензии к музыкальности.
Костюмы кроем и расцветкой порой компрометируют исполнителей хуже, чем технические сбои, педагоги же не придают значения тому, что Диана-охотница появляется на сцене без лука, а испанка Китри на собственной свадьбе - без веера.
Но... способная к балету молодежь в России не переводится, поэтому "Русский балет" всегда найдет при желании достойных лауреатов.