Количество респондентов, считающих свои знания в сфере финансов отличными или хорошими, сокращается. А доля тех, кто оценивает свои знания как неудовлетворительные или признается в их отсутствии, наоборот, растет. В опросе приняли участие 1600 респондентов в 138 населенных пунктах в 46 регионах России.
Как отмечают в НАФИ, уменьшение доли оценивающих свой уровень финансовой грамотности на "5" (отличные знания) и на "4" (хорошие знания) наблюдается последние три года. Так, в 2010 году таких было 25%, в 2011 году - уже 20%, а в 2013 году всего 13%. Респондентов, считающих свои знания в сфере финансов удовлетворительными, также стало меньше (38% в 2013 году против 44% в 2011-м). Доля тех, кто оценил свой уровень финансовой грамотности как неудовлетворительный, выросла на 11 п.п. и в 2013 году составила уже треть опрошенных (32%). Сохранилась тенденция и к увеличению числа россиян, признающихся в отсутствии знаний и навыков в сфере личных финансов (7% в 2010 году, 15% в 2011-м, 18% в 2013-м).
Наиболее высоко оценивают уровень своей финансовой грамотности респонденты в возрасте от 24 до 35 лет. Среди представителей этой возрастной группы 17% считают свои знания и навыки в области пользования финансовыми услугами хорошими. Среди населения в целом таких 11%. Уровень доходов и активность пользования Интернетом также оказывают значительное влияние на субъективную самооценку уровня финансовой грамотности. Россиян, считающих себя финансово грамотными больше среди высокодоходных групп населения, а также среди активных Интернет-пользователей.
"Как видно из исследования, наиболее грамотными считают себя люди с высоким доходом, а также активные пользователи интернета, так как у них есть доступ к большему количеству информации, - отметила аналитик Инвесткафе Дарья Пичугина. - Учитывая то, что уровень проникновения Интернета, а также уровень жизни остаются практически неизменными, то и низкий уровень грамотности показывают большее число людей. Также высок уровень недоверия граждан к финансовым институтам, оставшийся еще с 90-х, когда сбережения людей в момент превратились в копейки, а позже многие банки закрылись в кризис 1998 года. Уровень сбережений граждан за последние 7 лет не изменился".
По мнению эксперта, заинтересовать граждан в повышении уровня финансовой грамотности можно за счет предоставления более полной информации о продуктах и услугах. Например, некоторые банки рассылают своим клиентам подробные разъяснения о том, какими продуктами и как воспользоваться для увеличения дохода. Также были предложения по вводу обязательного курса финансовой грамотности в школах и вузах, это может помочь.
"Задача актуальная, так как это должно повысить роль граждан на фондовом рынке, что будет способствовать увеличению ликвидности, также это будет способствовать развитию МФЦ в Москве", - заключила Пичугина.