13.03.2013 23:20
    Поделиться

    Репортер "СОЮЗА" попробовал на вкус культурное наследие Беларуси

    Увидеть этого "реликтового" барана, если повезет, конечно, можно лишь в одном районе Беларуси - Глубокском. Его желают заполучить на свой праздничный стол юбиляры, именинники и молодожены. Говорят, приносит счастье.

    Но это сказочное животное послушно идет только в руки Марины Хрол из деревни Матюково, директора местного Дома культуры. Марина Ивановна - хранитель семейной традиции уже в четвертом поколении. Фигурка барана, которую она, как умелый скульптор, лепит из куска деревенского сливочного масла, - настоящее произведение кулинарного искусства. Наш корреспондент, побывав в гостях у мастерицы, не удержался, чтобы не напроситься к ней в подмастерья. А не слабо журналисту поработать ручками и создать шедевр нематериального культурного наследия Беларуси! Да-да, именно такой высокий статус присвоен недавно масляному барану. А еще самобытному ржаному хлебу, что выпекают в деревне Дерковщина, здесь же в Глубокском районе. Но об этом чуть позже. А теперь дайте же мне в руки масло!


    Марина Хрол подтвердила, что из нашего корреспондента получился хороший подмастерье. Фото:Сергей Голесник

    ...Марина Ивановна готовит все необходимое для работы, а я слушаю прелюдию к этому таинственному действу:

    - Масляный баран для меня такой же привычный атрибут Пасхи, как и крашеные яйца. Все это дедушка возил освящать в католический костел Матери Божьей Ласковой, который находится неподалеку в деревне Задорожье. Затем святой водой он кропил стоящий посреди комнаты стол, оплетенный красивым венком. Возможно, мои предки воспринимали его как некую символическую жертву. Для меня же прежде всего - это красивая семейная традиция.

    Итак, начнем! Масло, как и в старину, взбивается из сливок в бойке - узком бочонке с деревянным поршнем. На это уходит добрых полчаса. Затем промывается, пока стекающая с него вода не станет прозрачной. Из такого масла мне велено скатать шар. Граммов этак на 300. Марина Ивановна разделила шар на две неравные части. Из той, что побольше, вылепила туловище и голову барана. А из меньшей мы вместе стали делать руно. Очень, скажу я вам, кропотливое занятие. Маленький кусочек масла заворачиваешь в бинт. Сдавливаешь, и наружу вылезает множество тоненьких масляных стружечек. Главное - терпение. Все эти "шерстинки" надо осторожно снять лезвием ножа и приладить на туловище барана. И так, не разгибаясь, часа три-четыре. Потом делаем рога из воска, а из крупинок черного перца - глаза. Ну и, наконец, украшаем блюдо с бараном зеленью, будто это трава. Красота!

    Марина Ивановна меня за послушание и старание похвалила, а на прощание дала несколько ценных советов:

    - Чтобы фигурка дольше хранилась, масло необходимо подсолить. И еще запомните: по традиции барана начинают есть с хвоста...

    Махнув рукой гостеприимной хозяйке, отправляюсь в другой конец Глубокского района, в деревню Дерковщина, - познакомиться еще с одной хранительницей народных традиций, 72-летней Степанидой Лупач. Сюда Степанида Александровна переехала из Брестской области, когда ей было 19 лет. Родила троих детей. Работала в магазине, в сельсовете. Была поваром в школьной столовой. Рецепту ржаного хлеба, которым она владеет, более 200 лет:

    - У мамы было шестеро детей, поэтому тесто месить я научилась рано, - рассказывает бабушка Степанида. - Особенность моего хлеба в том, что дрожжей я не использую. Только ржаная мука, сахар, соль и тмин. Продукт самый что ни на есть натуральный. И очень вкусный.

    Но вот испечь такой хлеб - целая наука. Особую закваску Степанида Александровна готовит на колодезной воде. Духу в вытопленной печи должно остаться ровно столько, чтобы хлеб сырым не вышел. И не сгорел. Сперва на сковороде она печет подполонок - тонкую лепешку, которую, к примеру, хозяину отдают, который в поле торопится. Основные караваи выпекает в формах, смазанных салом. А заканчивает процесс подовым хлебом. Его сажают вниз печи (под) на специальной деревянной лопате, устланной дубовыми или кленовыми листьями. Степанида Александровна - человек верующий. У себя в деревне православную церковь святого великомученика и целителя Пантелеймона вместе с односельчанами своими руками строила. И у печи, уверена она, работа спорится с божьей помощью:

    - Как-то во время зажинок на поле у отца Сергия, приезжающего служить к нам в храм, я увидела икону, которая называется Спорительница хлебов. Там Матерь Божия на облаках изображена. А под ней - снопы. Такую же я приобрела себе домой. И повесила напротив печи.

    Своим хлебом Степанида Александровна с удовольствием угощает во время праздников передовиков местного сельхозпредприятия ОАО "Константинов двор". Печет его для родственников в Кустанае. А знакомые священнослужители возили хлеб даже в Иерусалим.

    В тему

    Глубокские власти намерены использовать традиционные блюда в качестве местных достопримечательностей для привлечения в регион туристов. Возможно, что уже к началу туристического сезона в районе появится изба с печью, где будут выпекать свой ржаной хлеб, лепить масляного барана и учить этим действам всех желающих. Ранее в Витебской области статус нематериального культурного наследия получила колядная игра "Женитьба Терешки", сохранившаяся в своем первозданном виде только на Лепельщине. А самыми первыми в списке нематериального наследия Беларуси стали "Калядные цари" - обряд, совершаемый во время празднования Рождества и Нового года в деревне Семежево (Минская область). Всего же в этот список включено более 60 элементов.

    Поделиться