В частности, Москву интересовало, почему правительство ее Величества, уделяя столько внимания этому делу, засекретило ту его часть, которая касалась сотрудничества Литвиненко с британскими спецслужбами". Этот шаг Кабинета вызвал бурное негодование в местных СМИ.
Суд над Литвиненко стал небольшим информационным штрихом к состоявшимся в Лондоне переговорам. Встреча, формальным инициатором которой называют министра иностранных дел Британии, завершилась дружелюбно, но без каких-либо намеков на сближение позиций. Подписана пара документов - План межмидовских консультаций и совместное заявление о проведении перекрестного года культуры в 2014 году. Тем не менее, сам факт того, что министры двух стран договорились о продолжении стратегического диалога в нынешнем "два плюс два" формате, можно считать главным результатом лондонских разговоров "обо всем".
Буквально за несколько дней до встречи руководителей внешнеполитических и оборонных ведомств, в прессе появились сведения о якобы происходящих через третьи страны поставках британского оружия группировкам, воюющим против Башара Асада. Также СМИ сообщали о сильном нажиме, который оказывает Лондон на членов Евросоюза, чтобы те отменили ранее введенное эмбарго на прямую продажу вооружений сирийским повстанцам. Этот вопрос может быть поднят уже на ближайшем саммите ЕС. С таким подходом к сирийскому конфликту категорически не согласна Москва, но переубедить британцев смягчить позицию в Лондоне не удалось.
А ведь есть в российско-британской повестке дня по-прежнему вызывающая серьезные разногласия, чувствительная для России тема строительства европейской системы противоракетной обороны. Каким при нынешнем уровне доверия может быть военно-техническое сотрудничество между Москвой и Лондоном, которое, как следует из переговорного формата, предстояло обсуждать руководителям оборонных ведомств? Разумеется, близким к нулю.
Однако, приезд в Лондон Лаврова и Шойгу, какими бы скромными не выглядели итоговые договоренности, дал возможность российским министрам не частую возможность поговорить по душам, нередко "один на один" с коллегами.
Новый формат встречи отвечал и пожеланиям британцев. Они продемонстрировали европейским партнерам, что им по силам оставаться "главным акционером" диалога России с Западом. Во всяком случае, в такую свою миссию Лондону хотелось бы верить.
Дав запоздалый старт формату "два плюс два" (такие встречи уже прижились в отношениях между Россией и Францией, существует у Москвы с США и Италией - от Ред.), теперь на Альбионе наверстывают упущенное время, стараясь публично показать сомневающимся, что не потеряли способность вести с Россией конструктивный диалог.
Впрочем, пригласив Лаврова и Шойгу, британцы не упустили шанс "показать принципы", прежде всего, там, где они считают себя законодателями моды - в области защиты прав человека. Так что суд по делу Литвиненко, который начался одновременно с российско-британской "двойкой", также вряд ли был случайным совпадением.