Заместитель начальника знаменитого МУРа подполковник полиции Максим Ваничкин рассказал, что при заказных убийствах все чаще используются переделки из травматического, пневматического оружия и так называемых "макетов массо-габаритных", то есть, дезактивированных образцов. По сути, это - настоящее оружие, только приведенное в негодность - с выбитым бойком или, скажем, просверленным стволом. Есть подпольные умельцы, которые возвращают такие "музейные экспонаты" к первоначальному виду.
Боевые пистолеты и автоматы, украденные в воинских частях, привезенные из "горячих точек" встречаются все реже. С одной стороны, сыграло свою роль ужесточение охраны оружия и ответственности за его сохранность, с другой - "самопал" стоит дешевле и его после использования не жалко выбросить.
Перестали применять и взрывные устройства. Вряд ли это произошло из гуманных побуждений, из опасений, что могут случайно пострадать невинные люди. Изготовить взрывное устройство - дорого и сложно, могут быть сбои в управлении фугасом и аварийные ситуации при хранении и транспортировке. А самое главное - по химическому составу взрывчатки сыщики могут найти мастерскую и изготовителя, а затем выйти на исполнителя и заказчика убийства. Зато на сброшенном на месте преступлении переделанном пистолете вся цепочка для следователей может и оборваться.
Кстати, приобрести пистолет, вернее, то, из чего можно сделать пистолет, легко по интернету. Оружейные сайты, на которых общаются фанаты-коллекционеры и любители спортивной стрельбы, модерируются из-за рубежа. А оружие и детали к нему присылаются заказчику по почте. Конечно, 99 процентов пользователей этих интернет-ресурсов - вовсе не преступники и не собираются применять оружие для убийств и разбоев. Но бывают исключения, поэтому оперативники следят за таким бизнесом. Недавно сотрудники МУРа изъяли у криминальных "бизнесменов" сотню стволов, предназначенных на продажу отнюдь не коллекционерам. А в двух московских гаражах обнаружили целое оружейное производство - девять различных станков, десятки образцов пистолетов, винтовок, автоматов и даже пулеметов. Многие из них найдены "черными копателями" на полях сражений Великой Отечественной.
Что важно - не совершаются заказные убийства из зарегистрированного длинноствольного охотничьего оружия.
По словам Максима Ваничкина, москвичи в киллеры не идут. Убийства на заказ совершают приезжие из регионов, ближнего и дальнего зарубежья. Подавляющее число насильников - тоже "гости" столицы. Так, из 157 человек, привлекаемых к ответственности за изнасилования, 129 - иногородние жители.
Вообще, в уголовном розыске с тревогой отмечают растущую агрессивность граждан. Если с заказными убийствами все понятно, то многие бытовые преступления происходят, что называется, на ровном месте. Люди, не задумываясь, по малейшему поводу, хватаются за ножи, пускают в ход травматическое оружие
- Редкое дежурство обходится без сообщения об убийстве, - признался Максим Ваничкин. - Вот вчера, слава Богу, никого в Москве не убили. Но причинения тяжких телесных повреждений - ежедневно.
Видимо, что-то происходит с нашей психикой. Убийцей внезапно может стать весьма приличный и уважаемый человек из любого слоя общества. И не обязательно спьяну. Потом, в разговоре со следователем, он признается, что нашло какое-то затмение. Однако экспертиза признает его вменяемым.
Справка "РГ"
В прошлом году в Москве зарегистрировано 108 тысяч преступлений. Из них тяжких и особо тяжких больше половины - 50666. Из них расследовано - 15628.
Раскрыто 299 убийств. За убийство установлено и привлекается к ответственности 345 человек.
По преступлениям прошлых лет раскрыто 788 тяжких и особо тяжких преступлений. Из них - 22 убийства, 49 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, 10 изнасилований.