14.03.2013 16:20
    Поделиться

    На Ямале разработан проект мемориала с лагерями и железной дорогой

    Очерчены границы одного из главных исторических наследий Ямала - ансамбля "Лагпункт 501-й стройки №76 у разъезда "Глухариный". По новому постановлению правительства округа держателем оригиналов научно-проектной документации на данный объект является департамент культуры ЯНАО.

    Как сообщили "РГ" в пресс-службе губернатора, правительством округа разработан план создания мемориального комплекса, куда будут включены основные объекты строений лагерей и участков железнодорожного полотна.

    Сейчас в округе строится новая автодорога "Салехард - Надым". Она свяжет столицу Ямала с "большой землей". И главное - разработан проект железнодорожной ветки, которая пройдет практически по маршруту сталинской железной дороги.

    -Уверен, лучшим памятником людям, которые возводили объекты 501-503 стройки, будет дорога. Всегда. Это будет дорога жизни, у меня нет сомнений, что она укрепит экономику нашего региона, нашей страны, - подчеркнул губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин.

    Удивительно, что на Ямале сохранились сооружения - свидетели сталинского времени. Прежде чем в шестидесятых годах прошлого века Северный край начали осваивать романтики нефтянки и газодобычи, здесь в конце сороковых годов проходило строительство трансарктической железнодорожной магистрали "Чум - Салехард - Игарка (с 1947 по 1953 годы.). Прокладкой дорог занимались заключенные ГУЛАГа. Более известен этот путь по названию "Мертвая дорога".

    Без преувеличения - это один из самых масштабных проектов в мире. "Трасса должна была пролегать вдоль Полярного круга в условиях вечной мерзлоты. Дорога имела стратегическое значение. Подобно Транссибу, она должна была связать отдаленные районы Крайнего Севера, богатые полезными ископаемыми, с центром страны. Стройка была засекреченной и имела номера: №501 - Обское направление, №503 - Игарское направление",- пояснили в правительстве округа.

    Планировалось, что общая длина дороги "Салехард - Игарка" составит 1263 километра и будет включать 28 станций. Пропускная способность ожидалась в количестве 10-30 пар поездов в сутки.

    Но в пятидесятых отношение к строительству изменилось. Все чаще стали говорить о дороговизне возводимого объекта. В мае 1953 года, вскоре после смерти Сталина, было принято решение закрыть и ликвидировать стройку. Постановлением Совета Министров от 10 ноября 1953 года строительство железной дороги "Салехард - Игарка" было поставлено на консервацию. В 1954 года МПС добилось решения о ликвидации всех подразделений строительства, кроме участка "Чум - Лабытнанги", принятого в 1955 году в постоянную эксплуатацию.

    Всего на трассе "Салехард - Игарка" успели проложить чуть более 600 километров железнодорожного пути, а по направлению "Чум - Лабытнанги" - еще 196 километров трассы. Таким образом, строительство в прямом смысле оборвалось на полпути.

    Что касается объекта "Лагпункт 501-й стройки №76 у разъезда "Глухариный" - он расположен на 217 км железнодорожной линии "Салехард - Надым".

    Поделиться