Сергей Черняховский, политолог
Разговоры о частных тюрьмах, о которых рассказывает "РГ", периодически возникают и не только в наши дни. Можно вспомнить хотя бы фильм "Операция "Кооперация", снятый четверть века назад, где при всеобщем навязывании идеи кооперации, присутствовала идея создания кооперативной тюрьмы.
Полагаю, что такого рода тюрьма вряд ли может прижиться в России. Задумка, которую поддерживал целый ряд авторов, по большому счету, родилась в 70-е годы на Западе. Суть заключалась в том, что государственные заказы будут распространяться не только на вооружение, но и на обеспечения здравоохранения, просвещения и так далее. На самом деле, в полной мере это не получается, потому что основным действующим моментом здесь является получение прибыли. Таким образом, если создать частные тюрьмы, то у тех корпораций, которые будут за них отвечать, возникнет заинтересованность в увеличении количества заключенных и сокращении расходов. Что касается первой проблемы - корпорации могут дойти до распространения наркотиков среди людей, которых они сами же потом будут выдавать государству, чтобы тех посадили. Или закрывать глаза на преступления в самой тюрьме, дабы содержащимся там заключенным надбавляли срок. Что же касается второй проблемы - снижения расходов - в тюремщики будут набирать тех, кто сейчас строит и подметает улицы. Кроме этнических конфликтов это вызовет то, что небольшую зарплату тюремщики будут компенсировать отнятием денег у заключенных.
Если говорить в целом, передача государственных функций под частный интерес на какое-то время может сработать. Но это всегда рождает напряжение. И когда мы вместо принципа исполнения обязанностей выбираем принцип получения выгоды, ничем хорошим это не заканчивается. Можно попытаться ввести контроль и ограничения, но кто будет ими заниматься? Государство. А потом встанет вопрос, что и эту функцию нужно передать в частные руки. Получится порочный круг. В общем, зачем создавать новые проблемы там, где просто нужно работать? Инициатива частных тюрем показывает непрофессионализм тех, кто ее продвигает. Ими движет фактор лени и мечты о золотой рыбке. При этом они забывают, что золотая рыбка может съесть своего заказчика, как это, собственно, и произошло в сказке.
По большому счету, конечно, мир должен быть вообще без тюрем. Преступность победить можно, устраняя, во-первых, основные материальные факторы, рождающие ее, а, во-вторых, создавая для людей возможность самореализовываться в своей "экстремальности" спортом или другими мероприятиями. Ведь часто преступность рождается из стремления перераспределить ресурсы и компенсировать их недостаток, а отчасти из стремления к приключениям.