Евросоюз может подать на Россию иск в Суд ВТО

Некоторые СМИ, в том числе европейские, сегодня сообщили со ссылкой на чиновников Еврокомиссии, что ЕС может подать на Россию иск в Суд ВТО, если в кратчайшие сроки не будет урегулирован вопрос об утилизационном сборе на импортные машины.

Но дело не только в этом сборе: у ЕС, оказывается, накопились и  другие экономические претензии к РФ. Их намечено обсудить на следующей неделе на совещании Еврокомиссии и представителей правительства России.

Каков же общий перечень претензий? Сообщается, что, помимо того сбора, "сохраняются необоснованные запреты на ввоз в Россию живого скота из Европы; взимаются явно завышенные тарифы на текстиль и алкоголь". При этом в ЕС утверждают, что упомянутые меры, якобы, противоречат обязательствам России по линии ВТО. В принципе, "евронервозность" в Брюсселе понятна, так  как Россия - крупнейший для ЕС рынок для всех этих товаров, включая легковые автомобили. Причем с 1990-х годов. Однако когда принималось соответствующее правительственное постановление в РФ (осенью прошлого года), в Евросоюзе не высказывали возражений против этого…

Что же касается утилизационного сбора для автомобилей, для них, в возрасте старше трех лет установлены повышенные коэффициенты. То есть, при ввозе в РФ авто с объемом двигателя до 2 литров сбор составляет 165200 рублей, при объеме от 2 до 3 литров - 322400 рублей. А по новым авто система сбора такая: объем двигателя до 2 литров "облагается" 26800 рублями; с объемом двигателя от 2 до 3 литров - 53200 рублей. Но для физлиц - сборы "щадящие": с  авто до трех лет - 3000 рублей, а с авто старше трех лет - 5000 рублей при условии их личной эксплуатации.

Как полагает управляющий партнер группы компаний "Содействие бизнес-проектам" Кира Гин-Барисявичене, утилизационный сбор связан, прежде всего, "с компенсацией ущерба, связанного с понижением ввозных пошлин на авто со вступлением России в ВТО". При этом, по ее данным, такой сбор вводится в РФ впервые и, в этой связи, Россия идет по пути развитых стран.

Как пояснили "РГ" в компании "Рено Тракс Восток", в России система утилизации отходов только создается. В Европе это большая отрасль, добавляющая несколько процентов к ВВП. Нам же потребуется построить новые предприятия по разборке, сортировке и переработке отходов от транспортных средств.
Возможно, введение нынешнего утилизационного сбора было продиктовано не только и не столько задачами охраны окружающей среды, так что его реализация оставляет пока очень много вопросов. Бизнес по утилизации прибылен сам по себе и не требует никаких сборов.

Понятно желание государства закрыться от подержанных автомобилей. Но непонятна логика, по которой утилизационный сбор для нового тяжелого грузовика превышает величину снижения таможенных платежей и составляет примерно 15 000 евро, а для подержанного - превышает рыночную цену нового КАМАЗА. Несомненно, введение сбора повысит цены на многие автомобили, а значит, разгонит инфляцию во всей стране. Однако нет худа без добра. Вероятно, это решение может послужить импульсом для начала создания новой отрасли по переработке ТС в России.

А постпред России при ЕС Владимир Чижов заявил, касаясь этих вопросов, что Россия четко выполняет свои обязательства по линии ВТО, но  "вступление в ВТО предполагает период адаптации нашей экономики к нормам этой организации".

Что же  касается мер по ограничению ввоза живого скота и свиней, Россия, как и любая другая страна, вправе самостоятельно защищать потребительскую безопасность своего рынка и своего потребителя.