Еще недавно высокотехнологичная малоинвазивная помощь для жителей Приамурья с острым коронарным синдромом была мечтой недосягаемой. Ближайшая квота предоставлялась в клиники Новосибирска, а в московскую надо было ехать семь дней поездом. На 5-минутную манипуляцию!
- Только за десять месяцев прошлого года мы приняли почти пятьсот больных с острым коронарным синдромом. Девяносто процентов из них вернулись к обычной жизни. Раньше об этом и мечтать не могли, - говорит заведующая кардиологическим отделением регионального сосудистого центра Наталья Погорелова.
Центр создан в прошлом году в рамках федеральной программы модернизации здравоохранения. Нафарширован новейшим лечебно-диагностическим оборудованием. Операционная для малоинвазивных методов диагностики и лечения - его гордость. Здесь проводятся коронарография сосудов сердца и стентирование пораженных участков сердечных артерий.
...На операционном столе мужчина - в полном сознании, разговаривает с хирургом. А на мониторе видны наполненные контрастным веществом сосуды его больного сердца.
- Вот видите, этот участок почти перекрыт, лишь нитевидный ход остался от полнокровной артерии. Если радикально не помочь, то будет очень плохо, - комментирует эндоваскулярный хирург Алексей Русаков.
А в предоперационной тишина. Доктор Сергей Никитин заводит стент в пораженный участок артерии.
- Миллиметр вперед, раскрывай, - дает команду в микрофон Русаков. - Доля секунды, и артерия - это видно на мониторе - полнокровно запульсировала.
"Золотым стандартом" в кардиологии считается оказание радикальной помощи при остром инфаркте в течение 90 минут. Дальневосточные расстояния и состояние инфраструктуры идут вразрез с нормой: нереально явиться к областным кардиологам за 300-600 километров за это время. Поэтому телефонные трубки у врачей амурского сосудистого центра не выключаются никогда. Дальний Восток - он же во всех направлениях "дальний", весь как будто состоит из отдаленных уголков. Врачи на местах стараются купировать острое состояние, чтобы потом доставить больного в областной центр. Они убеждены: даже в запоздалых, "отодвинутых от стандарта" случаях можно спасать.
Но даже с учетом сложностей, обусловленных пространственно-временными рамками, смертность от острых кардиопатологий в Приамурье ниже общероссийских на два процента. В этих двух процентах - десятки человеческих жизней.
Доктор Русаков признался, что минувшую ночь провел почти без сна. Привезли экстренного пациента, у которого образовавшийся тромб перекрыл одну из сердечных артерий. Человек был на волосок от гибели. Поставили стент в пораженный участок артерии, спасли жизнь.
Еще год назад такой пациент имел два пути. Наименее удачный - в прозекторскую. Более счастливый - в состояние глубокой инвалидности с ежедневным приемом малоэффективных лекарств. Сегодня он будет жить прежней полноценной жизнью. Многие больные после перенесенных сердечных "аварий" только от одного диагноза "инфаркт миокарда" настраивают себя на инвалидность и искренне удивляются, когда им ее не дают.
Человеческое сердце оказалось самым отзывчивым к новым технологиям. Ему только нужно помочь, используя достижения ХХI века, и оно будет еще долго благодарно стучать.