В Липецком музее декоративно-прикладного искусства и народного творчества открылась выставка "У каждого времени свой крест". Тамбовское общество любителей краеведения привезло в областной центр несколько сотен экспонатов, среди которых можно увидеть нательные и наперсные кресты, путевые иконы.
На открытие выставки, которое прошло под перезвон колоколов, приехал председатель общества Михаил Семенов, собравший эту коллекцию за восемь лет. Он признался, что на самом деле в Липецке только часть от общего собрания, так как зал не смог бы вместить всех экспонатов. Вторая ее половина сегодня находится в законодательном собрании Пензенской области.
- Эта выставка передвижная, - отметил Семенов. - Поэтому ее в короткие сроки можно собрать и привезти в любой музей. Липецк уже шестой город, в котором она побывала. Здесь представлены кресты XII - XIX веков, 80 процентов из них мы нашли на Тамбовщине. Остальные экземпляры собирались в соседних областях. В основном здесь представлен так называемый Рязанский тип крестов, характерный для территории наших регионов.
Коллекционер уверен, что с крестом сегодня связано очень много суеверий: например, нельзя брать найденные кресты, - и нормального отношения к христианскому символу в обществе не сформировано.
- Этот материал помогает рассеять многие сомнения и дает возможность посмотреть, как развивалось христианство, какое было многообразие сюжетных линий при изготовлении крестов, добавление художественных элементов, разделение по гендерному и возрастному признакам, - отметил Семенов. - Поэтому выставка не только культурная, она еще и воспитательная.
Благодаря представленным экспонатам можно проследить развитие не только православной культуры Центрального Черноземья, переход от языческой культуры к каноническим формам и адаптацию к местным условиям, но и общества в целом. Иконография крестов говорит об изменении понимания веры.
- Вы можете увидеть крест XIV века времен татаро-монгольского ига не на подвеске, а с шипом, - привел пример коллекционер. - Это говорит о том, что он скорее всего был прибит к какому-то строению после ритуала освящения, и свидетельствует о глубине проникновения веры уже в те времена. Если мы внимательно посмотрим на другие экспонаты, то увидим эволюцию христианства от византийских образов к образом местного населения. Есть иконки, где Николай Чудотворец изображен с носом картошкой, как у нас с вами.
Познакомиться с коллекцией можно будет в течение двух недель, после которых экспозиция продолжит свое путешествие по городам России.