Уфимским театралам предложили откровенное прочтение "Белого парохода"

В Башкирском государственном академическом театре драмы имени Мажита Гафури прошла премьера спектакля по пьесе Чингиза Айтматова "Белый пароход". Как убедились корреспонденты "РГ", зрителю предлагается предельно жесткая и откровенная постановка, "спектакль про совесть".

Сценическую версию известного произведения классика мировой литературы создали в соавторстве художественный руководитель театра Олег Ханов и режиссер-постановщик Линас Зайкаускас. Олег Ханов написал сценарий несколько лет назад, еще будучи главным режиссером Салаватского драмтеатра. И обсуждая перспективы сотрудничества с режиссером-постановщиком Линасом Зайкаускасом, сделал на этом произведении особый акцент.

- Линас ознакомился со сценарием и плотно начал работать с ним, предлагая новые решения и подходы. Я впервые испытывал такое состояние: отдать кому-то другому свой материал, и этому другому подчиниться как актер и воплощать его видение и интерпретацию на сцене, - подчеркнул Олег Ханов, который исполняет одну из ключевых ролей - старика Момуна.

Из полифонии тем, отличающей айтматовскую повесть, для спектакля основными были выбраны две: противостояния двух миров - Мальчика и взрослых, а также верности традициям, или "манкуртизма".

- Это любимая тема Айтматова, она мне тоже близка, - признался в разговоре с корреспондентом "РГ" режиссер. - Манкурта - человека, который забывает свои корни, историю, духовность и культуру своего народа - в спектакле олицетворяют все взрослые. Тема достаточно жесткая и трагическая, потому что она заканчивается страшным суицидом ребенка. Я актерам говорю: есть Человек-Супермен, Человек-Паук, а здесь - Человек-Рыба. Но если те супермены - герои, которым подвластно все, то Человек-Рыба пытается спасти мир ценой своей жизни. Только так он смог воспротивиться всему злу, с которым столкнулся.

Для того чтобы раскрыть эти, с одной стороны, простые, с другой - сложные для сценической реализации темы, использованы различные художественные приемы. Для "иллюстрации" рассказываемых сказок применяется песочная графика (рисунки проецируются на задник), а на самой сцене актерам "помогают" деревянные куклы. Постановщики намеренно использовали эти элементы наивного искусства, чтобы приблизить зрителя к художественному восприятию семилетнего ребенка. Такие рисунки и таких кукол мог бы сделать и сам мальчик.

Во главу угла выведен текст автора: на сцене постоянно присутствует Рассказчик, который комментирует происходящее, дополняя действие словами. В связке с ним работает оркестр. Музыка, к слову, является полноправной участницей действия. Она звучит постоянно. Несколько тем по мере развития сюжета трансформируются и переплетаются.

Как рассказал композитор Урал Идельбаев, после долгих обсуждений было решено использовать только живые инструменты, отказавшись даже от записанных шумовых эффектов. Композитор намеренно ушел от чисто национальных мотивов, но придал "саунду спектакля" этническую окраску.

- Двоим из девяти музыкантов пришлось обучиться игре на домбре, которую мы добавили к классическому квартету, ударным и баяну. Надо заметить, что все музыканты оркестра имеют высшее академическое образование, исполняют любые сложные концерты. А у нас тут задача была несколько иной - показать небольшой деревенский оркестрик, а для этого выбрать вариант упрощения: где-то поменять темп - идти не по дирижерской палочке, а под темп пьяного человека. Это было испытанием для музыкантов, - отметил Урал Идельбаев.

Непростые испытания в спектакле выпали и на долю артистов. В частности, исполнителям роли Мальчика, недавним выпускникам Уфимской государственной академии искусств, пришлось не только в ускоренном темпе постигать тонкости профессии, работая с корифеями сцены, но и учиться "правильно тонуть". По задумке режиссера, Мальчик тонет по-настоящему, в реальной воде. Специально для этого перед сценой установлен небольшой бассейн, символизирующий запруду.

Кроме ярких сценических решений, в новом спектакле Башкирского драмтеатра скрыто много глубинных, философских мотивов. Посмотреть постановку и тут же забыть о ней, публике вряд ли удастся. Как рассказали "РГ" зрители, побывавшие на премьере, история отвергнутого миром ребенка не может оставить равнодушной. Она заставляет вспомнить о колоссальной ответственности взрослых за все, что они говорят и делают, оценивая это самыми высокими категориями - добра и зла.

Фоторепортаж