Новости

18.03.2013 00:41
Рубрика: В мире

Деньги летают в воздухе

Немцы во время полетов научились экономить на всем
Немецкий туристический рынок - единственный в своем роде. Ни в одной стране мира нет стольких авиакомпаний, которые предлагают в основном чартерные рейсы для туристических концернов.

Как рассказал "РГ" официальный представитель Немецкого союза туристических поездок Торстен Шефер, рынок чартерных авиакомпаний в Германии огромен. Ведь немцы, несмотря на все кризисы, были и остаются большими любителями путешествий и частенько проводят отпуска за пределами своей страны.

Лето - главный сезон поездок, прежде всего из-за летних школьных каникул, которые длятся около двух месяцев. Понятно, что авиакомпании полетов учитывают увеличивающуюся потребность в предоставлении дополнительных пассажирских мест. Планы обычно составляются на год. Поскольку туристические потоки всегда примерно одинаковы и на Майорку немцы, например, в массе своей летают летом, а на Канары - зимой, авиакомпании, соответственно, приспосабливаются к потребностям рынка.

Цены на билеты в пик сезон спроса повышаются. Однако конечная цена билета зависит от того, бронирует ли пассажир свой билет на рейс сам или покупает общий турпакет в туристической компании. В него входят авиаперелет, доставка до места, пребывание в отеле, оплата гидов и, при желании, машины..

В Германии появились бюджетные авиакомпании, для которых характерна небольшая базовая цена на билет и высокие цены на дополнительные услуги (провоз багажа и питание на борту). Такие компании существуют наряду с привычными авиаперевозчиками, которые представляют, как и прежде, все услуги. Однако в последние два года после введения в Германии дополнительных налогов на керосин стонут все авиакомпании - и бюджетные, и обыкновенные. Поэтому и старая добрая "Люфтганза" стала теперь экономить на провозе багажа и ввела билеты экономкласса без дополнительных услуг, которые, однако, в туристический пиковый сезон все равно стоят дороже. Тем не менее от питания на борту она не отказалась до сих пор.

Все авиаперевозчики вынуждены извиваться, как могут, чтобы заполнить свои самолеты на непопулярных линиях, которые все же надо удержать, и предлагают более дешевые билеты на рейсы с пересадками. Например, полет в Москву из Берлина через Франкфурт будет стоить дешевле, чем прямой. При удвоившемся расстоянии и использовании керосина - это просто абсурд. Излюбленный способ сэкономить - это переложить регистрацию на плечи других концернов, специализирующихся на обслуживании аэропортов. Однако подобная стратегия - палка о двух концах: при этом, как правило, страдает сервис и общая привлекательность фирменной марки перевозчика.

На борту "разуют"

Британские авиакомпании явно не испытывают недостатка в пассажирах. Особенно в горячий летний или в не менее горячий рождественский сезоны. Это и понятно, ведь британцы являются сегодня одними из самых заядлых туристов в мире, азартно путешествуя по всем странам и континентам. С учетом же того обстоятельства, что самолет для островитян является практически единственным прямым беспересадочным транспортом, объяснимой становится и чрезвычайно высокая востребованность британцев в авиаперевозчиках.

Поэтому рассчитывать на скидки на билетные цены здешних авиакомпаний в горячие сезоны не приходится. И чем выше взбирается столбик термометра за окошком британца, тем выше становятся и цены на авиабилеты. За примером далеко ходить не надо. Авиабилет из Лондона в Анталью с датой полета на предстоящий июль стоил в ноябре минувшего года без малого на 100 фунтов стерлингов (4800 рублей) дешевле, нежели сегодня. Однако если отложить покупку билета еще на месяц-другой, то цена скорее всего поднимется еще выше. Зато с наступлением осенних холодов жухнут вместе с листвой и цены на полеты. Поэтому если речь идет о летнем, а не о межсезонном отпуске, то британцы, считающие деньги в своем кармане, предпочитают готовить телегу зимой, то бишь заказывать путевки и авиабилеты заранее.

50 миллиардов долларов - во столько оценивается рынок беспилотной пассажирской авиации к 2020 году

Хватает в Британии и собственных бюджетных авиаперевозчиков, один из которых является даже лидером здешней авиаиндустрии по числу перевозимых им пассажиров. Что и понятно, поскольку цены у бюджетников и зимой, и летом будут в любом случае ниже, чем у стандартных авиакомпаний.

Однако за пониженными ценами тянется и пониженный комфорт. Рассчитывать на бортовое питание и даже на стакан минеральной воды на бюджетном рейсе не приходится - за все надо платить сверху. Жизненное пространство для пассажира на борту бюджетника чаще всего будет потеснее, чем в полете с большой авиакомпанией. Как правило, такие авиаперевозчики включают в цену билета лишь одно место багажа на пассажира, обкладывая путешественника "оброком" за второй чемодан. Отправляясь однажды бюджетным рейсом из Лондона в континентальную Европу, я по неведению пошла на посадку не только с дозволенным мне маленьким чемоданом, но и с дамской сумочкой. До сего дня вспоминаю, как разве что не ногами пришлось мне заталкивать и содержимое этой сумки, и ее самое в доверху заполненный чемодан: мой авиаперевозчик решительно не принял лишний "груз" на борт.

Приходите во вторник

Хотя индустрия авиаперевозок в США является одной из самых развитых в мире - ежедневно над Северной Америкой совершается порядка 28 тысяч полетов коммерческих лайнеров, а ежегодный пассажиропоток переваливает за 730 миллионов человек, полеты американскими авиалиниями едва ли оставляют незабываемые впечатления у путешественников. Даже в разгар туристического сезона, сбавляя цену на перелеты и заманивая пассажиров, авиакомпании явно стараются "отбить" эти деньги на навязчивой продаже дополнительных услуг.

На внутренних линиях в США редко можно встретить красивых стюардесс. А пассажиров в течение полетов фактически не кормят, предлагая газировку, воду и лишь изредка чипсы или печенье - именно таким образом американские авиаперевозчики оптимизируют свои затраты. Столь прижимистая маркетинговая политика характерна не только для откровенных лоукостеров, которые по определению экономят на всем, но и для весьма солидных и крупных авиакомпаний. Впрочем, на рейсах длительностью более 3,5 часа - перелетов с восточного побережья США на западное и обратно, а также длительных путешествий по воздуху на Аляску и Гавайи - горячее, как правило, предлагают, правда, за дополнительные 10 - 12 долларов.

Не удивительно, что многие американцы запасаются, как правило, фастфудовской едой в аэропортах и берут закуски с собой в полет, начиная поглощать содержимое своих пакетов сразу после набора высоты. "Я всегда захватываю на борт самолета легкий перекус - сэндвич, картошку фри и яблоки, - рассказывает "РГ" 23-летний студент вашингтонского университета Кевин Шоу. - Ведь это дешевле и полезнее, чем покупать на борту самолета разогретый контейнер с полуфабрикатами".

В преддверии туристического сезона практически все американские авиакомпании устраивают настоящие "ценовые войны", заманивая к себе пассажиров экономкласса. Существенные скидки предоставляются на перелеты с начала апреля по середину августа, а обязательным условием приобретения "скидочного" места в самолете является покупка билета минимум за 14 дней. Кроме этого полетать со скидкой в 50 процентов и больше чаще всего получается на не самых удобных утренних и ночных рейсах.

Специализированные интернет-ресурсы постоянно мониторят продажи уцененных авиабилетов и рассылают соответствующие уведомления своим подписчикам, когда они появляются в продаже. Опытным путем вычислен день и час, когда удачнее всего можно прикупить "горящий билет" - это вторник около 3 часов дня.

Однако, продав билет со скидкой, американские перевозчики в обязательном порядке стараются заработать, предлагая при регистрации немного доплатить "за лишние 10 сантиметров пространства улучшенного экономкласса и оказаться первым в очереди на выход из самолета" или, например, доплатить за пользование беспроводным Интернетом в ходе полета. Зачастую за второе и последующие места багажа приходится доплачивать. Попытки посмотреть новинки кино на экране индивидуального монитора также сопровождаются предложением вставить кредитную карточку в специальное отверстие в кресле и заплатить от 2 до 6 долларов, а просмотр не самых свежих фильмов перебивается навязчивой рекламой гостиниц и компаний по прокату машин.

Кстати

Примечательно, что, стараясь привлечь премиальных пассажиров в салоны бизнес-класса и заручиться их лояльностью, некоторые перевозчики идут на столь неординарные шаги, как бесплатная раздача пижам и даже организуют прямую трансляцию бейсбольных матчей на борту самолета.

Впрочем, при всей коммерциализации американских авиалиний им нельзя отказать в одном - пользуясь очень удобной и развитой инфраструктурой, они в подавляющем большинстве случаев доставляют американцев из точки А в точку В вовремя и без задержек.

Пока не разлетались

Китайцам, в отличие, например, от россиян, незнакомо такое понятие как сезон отпусков. Хотя во многих учреждениях сотрудникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, но его продолжительность всего 5 - 10 рабочих дней.

Зато абсолютно всем китайцам знакомы "золотые" недели выходных: в начале октября по случаю Дня образования КНР, а также в январе - феврале для празднования Нового года по Лунному календарю. Раньше долго гуляли и на Первомай, но сейчас официально упразднили недельные каникулы. Но многие по-прежнему стараются куда-нибудь уехать. Отсюда и иная, не такая как во многих других странах, сезонность отпусков.

Несмотря на многолетние реформы и политику открытости, китайцы в большинстве своем долгое время не решались выезжать за рубеж, особенно самостоятельно. И только в последние годы поездки в другие страны становятся делом привычным, особенно для молодых людей. Но и все равно многие предпочитают групповые путешествия. А частные турпоездки в другие страны по-прежнему большая редкость.

Видимо, поэтому туристический рынок развит не столь многогранно, как в других странах. Крупнейшие авиакомпании КНР, совершающие международные перелеты, пока не столь активны на рынке комплексных предложений. Например, из пяти компаний только у одной есть такая услуга, как перелет, проживание и экскурсии. Например, тур на пять дней из Пекина в Сидней обойдется в 7 тысяч юаней (около 35 тысяч рублей).

Правда, почти все авиаперевозчики сейчас стали предлагать услуги по бронированию автомобилей за рубежом в сотрудничестве с крупнейшими прокатными конторами мира. Кроме того, в Китае как такового нет понятия "перелеты по низким ценам". И вообще, возможности пассажиров здесь очень ограничены. Например, нельзя отказаться от питания для удешевления стоимости билета, то же самое и с багажом.

Конечно, возможно, через несколько лет ситуация изменится, но пока же остается довольствоваться небогатым выбором туристических услуг.

В прицеле - туристо руссо

Сегодня на Апеннинах нет недостатка в авиаперевозчиках, и все они как один борются за клиента, пытаясь заманить его кто привлекательной ценой, а кто отменным сервисом. А вот отыскать и то, и другое вместе, к сожалению, почти невозможно.

В арсенале крупных компаний козыри в виде сезонных скидок, клубных карт, а также широкий выбор блюд на любой вкус, позволяющих гурманам со вкусом скоротать несколько часов полета. Однако, как правило, цены на регулярные рейсы сильно кусаются, и поэтому среди итальянцев появляется все больше пассажиров, готовых пожертвовать на время полета своими гастрономическими пристрастиями во имя прозаичной экономии, ставшей столь актуальной в наши дни.

И если еще несколько лет назад число итальянских авиакомпаний категории low cost можно было перечислить по пальцам одной руки, то сегодня рынок ими просто изобилует - более 15 наименований. При этом политика у всех "дискаунтеров" приблизительно одинаковая - "мы предлагаем вам долететь из точки "А" в точку "Б" почти бесплатно. Несмотря на то, что их тарифы действительно выглядят привлекательно (от 40 до 60 евро в одну сторону - это в среднем на 15-20% ниже, чем железнодорожный билет по тому же направлению), на проверку ключевым словом в этом заманчивом предложении нередко, увы, оказывается "почти".

Экономичная цена на билет, как правило, формируется благодаря отмене традиционной трапезы на борту, "временным" неудобствам, с которыми приходится мириться бережливому клиенту, а также "подводным течениям", незаметным на первый и неопытный взгляд.

Преобладающее большинство авиакомпаний с хорошей репутацией (их где-то около половины из представленных в этом сегменте) обычно предупреждают пассажиров об ожидающем их дискомфорте. Но встречаются, увы, и исключения, к которым лучше быть готовым.

Приобретая билет у итальянского низкотарифного перевозчика почти за символическую цену, важно иметь в виду, что он не подлежит возврату, что в указанную на билете цену, скорее всего, не будет входить перевозка багажа, а также оказание других "обязательных" в крупных компаниях услуг. Нельзя также быть уверенным, что ваш самолет приземлится в аэропорту с хорошим сообщением с городом, а не где-нибудь на задворках. И, соответственно, вовсе не исключено, что за транспорт от аэровокзала до центра города придется выложить в итоге круглую сумму, равную стоимости полного билета, купленного в обычной авиакомпании. Существует также опасность, что компания щедро предлагает дешевые билеты, потому что сама живет в долг.

Прошлым летом из-за неожиданно обанкротившегося авиаперевозчика Windjet, оказавшегося не в состоянии оплатить свои счета за топливо, сорвался отпуск более 300 тысяч туристов со всего мира, среди которых оказалось и около 1000 россиян, тщетно надеявшихся попасть в Римини, Бергамо, Пизу, Катанию и Палермо.

Несомненно, история с Windjet сильно подмочила репутацию итальянских дискаунтеров.

В мире Европа Германия А как у них?
Добавьте RG.RU 
в избранные источники