Вновь переводить гарнизоны на самообслуживание, привлекать солдат на кухни, для ремонта казарм или на уборку территории генералы не хотят. Но и оставлять армейскую коммуналку вместе с выделяемыми под нее миллионами рублей в исключительном ведении "Оборонсервиса" военные больше не рискуют. Этот холдинг по-прежнему будет работать на Вооруженные силы. Но с его единоличным и фактически бесконтрольным статусом хозяина всей армейской коммуналки теперь покончено.
По распоряжению Сергея Шойгу в минобороны создали департамент, совмещающий управленческие, хозяйственные, финансовые и контрольные функции. Он вошел в структуру органов материально-технического обеспечения Вооруженных сил и попал под кураторство замминистра Дмитрия Булгакова. Официальное название звучит так - департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций минобороны. Хотя его руководителем назначили гражданского чиновника Ивана Пойду, вместе со штатскими сотрудниками там будут служить офицеры.
Корреспонденту "РГ" удалось выяснить, какие функции и полномочия легли на новую структуру. Их перечень весьма широк - от определения номенклатуры гражданских услуг в конкретном гарнизоне или военном городке до окончательного расчета с фирмами, которые эти услуги оказали.
В идеале новая схема должна действовать следующим образом. На основе базы данных о воинских частях в департаменте составят план их обслуживания и обеспечения всем необходимым - теплом, светом, мебелью, хозяйственным инвентарем и так далее. Там, где это требуется, запланируют ремонтные работы. Затем департамент от имени министерства заключит контракты с субхолдингами "Оборонсервиса". Все, что связано с эксплуатацией военных зданий, войдет в договор с ОАО "Славянка". С ремонтом помещений - в соглашение с ОАО "РЭУ", по снабжению гарнизонов током договоренности зафиксируют с ОАО "Оборонэнерго".
Эти организации подберут на конкурсной основе исполнителей работ. Но, в отличие от прежней практики, самостоятельно определять цену услуг и расплачиваться за них с коммерческими фирмами уже не смогут. Здесь последнее слово за департаментом Ивана Пойды.
Скажем, когда в военном городке отремонтируют казарму или здание учебного корпуса, акт об их приемке сначала подпишет командир воинской части. Убедившись, что договор действительно выполнен качественно, в срок и по заранее обговоренной цене, свою подпись на документе поставит представитель военного округа. Затем объективность изложенных там сведений подтвердят должностные лица "Оборонсервиса". И только после того, как акт утвердят в департаменте эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций минобороны, деньги переведут на счет фирмы-исполнителя.
Генералы надеются, что такой многоступенчатый контроль со стороны, в общем-то, не подчиненных друг другу организаций гарантирует выполнение работ в гарнизонах без преступных схем, которыми печально прославился "Оборонсервис".