Говорить о еде, рассказывая про Великий пост, почти тоже самое, что перечислять блюда обеда, имеющего место быть во время долгожданной встречи с любимым и любящим тебя человеком. Человеком, который понимает тебя и знает, как никто другой. Которому ты можешь без боязни признаться в сокровенном, раскрыть свое сердце, обнажить душу. Который не предаст, который, любя, всегда готов прощать и миловать. Которому ты бесконечно дорог, несмотря на все твои глупости, слабости, ошибки и безумства. Который всегда тебя поддержит, вдохновит, исцелит одним едва уловимым касанием, даст силы жить дальше. Представьте, вы давно не виделись - что-то постоянно мешало этим вашим нечастым свиданиям: повседневная суета, какие-то недоразумения, нагромождение обид, трагические заблуждения или ваши собственные серьезные проступки. А может, всему виной было нежелание понять, что эти встречи - самое дорогое, самое главное в вашей жизни… Но сейчас все позади, вы снова обрели эту родственную вам душу, вы снова вместе, и все, что вас разделяло, каким бы непреодолимым это раньше не казалось, теперь преодолено. Сердце то поет и ликует от радости, то тихо замирает, преисполненное благодарной нежностью - не только к своему возлюбленному, ко всему Божьему миру, в котором еще жива любовь. Вы счастливы и вам хочется с кем-то поделиться своими чувствами. Но, вместо этого, вместо того, чтобы рассказать про чудо любви, про то, как долго вы к ней шли, и насколько важным оказалось обретение любви снова, вы вместо всего этого занудно талдычите: "А на столе у нас во время встречи был отварной рис, сливовый кисель, яблочный пай… Только не подумайте, все постное, ничего скоромного! Никакого мяса, рыбы, яиц, сливок…" Бред!
Святые говорили о Великом посте как о времени радости. Нам ощутить эту радость приобщения к Божественной любви, радость встречи с Богом живым удается не длительными периодами, отрезками, называемыми словом "время", а кратким мигом. Почему? Потому что мы не святы. Потому что мы накопили в себе слишком много всего греховного, ошибочного, болезненного, ложного. Потому что слишком поглощены суетой и забываем о важности встречи с Ним. Потому что не спешим к Призывающему нас. Потому что сердце очерствело, заплыло жиром сытости, самодовольства - и уже не до любви.
Так вот, все пищевые ограничения поста только для того и установлены, чтобы произошло наше утоньшение. Чтобы открыть нас для воздействия духовных сил. Русская пословица гласит: "Сытое брюхо к Богу глухо". И все, на сегодня о пище больше ни слова, ей итак придают несоразмерно огромное значение, когда говорят о посте. И как итог - озлобленные "постники", угрызающие ближнего. О пищевых ограничениях Великого поста, равно как и о других укрощениях нашей плоти, к примеру, в сфере супружеских отношениях, мы поговорим в следующий раз. А сейчас ответ на вопрос: с чего начать Великий пост? С любви. Которая лежит в основе нашего обращения к Богу: молитвы и покаяния.
В Великий пост молиться надо особенно усердно, стараясь не пропускать утреннего и вечернего правила. Священники советуют расширить ежедневный круг молитв за счет псалмов, канонов или домашнего прочтения текстов богослужения на русском языке - чтобы лучше понимать, что происходит в храме. Внимательно изучите великопостную молитву святого Ефрема Сирина.
Начать свой Великий пост лучше с Прощеного воскресенья. Потом обязательно посетить хотя бы одну вечернюю службу, на которой читается Великий покаянный канон Андрея Критского (он совершается с понедельника по четверг первой недели Великого поста и в среду на пятой недели). "Тайны сердца моего я открыл пред Тобою, Судьей моим; воззри на смирение мое, воззри и на скорбь мою, обрати внимание на мое ныне осуждение и Сам помилуй меня, как Милосердный, Боже отцов", - слышим мы в эти дни в храмах. "От всего сердца моего я воззвал к милосердному Богу, и Он услышал меня из ада преисподнего и воззвал жизнь мою от погибели. Искренно приношу Тебе, Спаситель, слезы очей моих и воздыхания из глубины сердца, взывающего: Боже, согрешил я пред Тобою, умилосердись надо мною".
Если вы в течение года причащались редко, то в Великий пост обяжите себя принимать Таинство Причастия еженедельно. Поклонитесь Кресту Господню в Крестопоклонную неделю - четвертую неделю Великого поста. Посетите храм в пятницу пятой недели, когда на вечерней службе читается Акафист Божьей Матери. Найдите время помолиться за Литургией Преждеосвященных Даров (в пост она совершается по средам и пятницам). Особое внимание уделите богослужениям Страстной недели. Вот это и станет основой вашего Великого поста.