Новости

19.03.2013 00:40
Рубрика: Экономика

Крылья коротки

На Дону решили развивать малую авиацию
Правительство Ростовской области приняло концепцию развития малой авиации до 2030 года. Планируется использовать промышленный потенциал региона для производства экранолетов, дельталетов, амфибий, автожиров, беспилотников, а также поддерживать объекты наземной инфраструктуры за счет механизмов государственно-частного партнерства. Как пояснили "РБГ" в Росавиации, каждые пять лет потребность отечественного рынка в легких летательных аппаратах увеличивается на 2000 единиц, среди которых кроме авиации общего назначения значатся экземпляры, работающие для нужд спецназначений, агропрома, спорта, ликвидации чрезвычайных ситуаций и прочее.

При этом на российском рынке легкомоторные самолеты далеко не всегда импортного производства. Значительную долю выпуска этих видов аппаратов составляет отечественная продукция. Сейчас только в Ростовской области в парке малой авиации значится более 150 воздушных судов, в подавляющем большинстве обслуживающих нужды местного АПК.

В то же время реализация многочисленных крупных инвестпроектов в различных отраслях и их удаленность от основных магистралей увеличивает потребности бизнеса в этом виде транспорта. Причем как для грузового, так и для пассажирского сообщения. В правительстве области полагают, что на внутрирегиональных рейсах ежегодно должны перевозиться не менее 20 тысяч пассажиров и трех тысяч тонн грузов. Для этого принята концепция, предусматривающая модернизацию сети местных аэродромов и развитие парка малых летательных аппаратов. "Данный документ станет основой для совершенствования работы малой авиации. В перспективе согласно концепции будет восстановлена работа местных авиалиний", - утверждают в министерстве внутренней и информационной политики Ростовской области.

В регионе сохранились еще советские аэродромы, восстановить инфраструктуру которых не составит особых затрат. В областном минтрансе считают, что в первую очередь это коснется аэродромов в удаленных от донской столицы Вешенской, Белой Калитве и Волгодонске, где работают крупные промышленные предприятия и существуют знаковые туристические комплексы. В Белой Калитве аэродром функционирует и сегодня, но там обслуживается только авиация сельхозназначения. До 2015 года предполагается его реконструкция с налаживанием пассажирского сообщения.

В перспективе с применением механизмов ГЧП будет восстановлена работа аэродромов в Сальске, Миллерово и Ремонтном. Кроме того, предполагается создать региональную компанию из 3-5 самолетов, совершающих полеты как внутри области, так и в регионы ЮФО и СКФО (Волгоград, Астрахань, Ставрополь, Махачкалу). Донские власти рассчитывают, что уже в ближайшие пять лет за счет поддержки развития малой авиации инвесторы привлекут в отрасль не менее пяти миллиардов рублей.

В Ростове-на-Дону и Таганроге функционирует сегодня ряд предприятий, способных производить не только традиционные самолеты и вертолеты, но и экранолеты, дельталеты, амфибии, автожиры, беспилотные летательные аппараты, предназначенные для самых различных нужд и не требующие специальных взлетно-посадочных полос. "С 1 ноября 2011 года в России работает уведомительная система полетов, значительно облегчившая использование малой авиации в сельском хозяйстве, - сообщил "РБГ" глава одной из донских авиакомпаний Олег Раев. - Современные достижения в области разработки новых воздушных судов, технических средств и технологий позволяют повысить экологическую безопасность авиационных работ".

Пока же на юге России с большей или меньшей долей интенсивности эксплуатируются 17 мест базирования летательных аппаратов общего назначения, к которым приписано около 280 воздушных судов, закрепленных за 28 авиакомпаниями. Цифры "плавающие", так как многие их владельцы далеко не всегда занимаются легальным бизнесом. К примеру, некоторые собственники судов малой авиации на юге России работают под эгидой общественных организаций. При этом они должны использовать самолеты лишь для учебно-тренировочных полетов. Но на деле их "борты" без лицензий выполняют коммерческие полеты на малых высотах, зачастую на списанной технике. "Нередко у владельцев частных "бортов" дела обстоят таким образом, что порой на один и тот же самолет "заинтересованные лица" делают два аналогичных пакета документов, то есть оригинал и копию, - рассказывает бывший руководитель Северо-Кавказского УВД на транспорте генерал-майор Игорь Жуков. - На фюзеляж судна наносится один и тот же бортовой номер, и самолет-"двойник" "благополучно" трудится на различных сельхозугодиях, принося владельцам немалую прибыль".

В России "черных" самолетов и дельталетов, не имеющих разрешительных документов на выполнение авиационно-химических работ, до 60%, уверен Олег Раев: "Руководителям хозяйств выгодно работать с ними, так как цена на услуги "черных" значительно ниже. Сегодня аграрии Краснодарского и Ставропольского краев добились в Минсельхозе России бюджетных дотаций для софинансирования работ по авиахимии. Там же добились запрещения для крестьян возможности работать с "черными бортами". Без сертификата к работам никого не допустят, ибо штраф будет равен стоимости самих работ (примерно 500 тыс. руб.)".

Экономика Транспорт Авиатранспорт Филиалы РГ Юг России ЮФО Ростовская область