Новости

19.03.2013 00:40
Рубрика: Власть

Власти оцифруются

Информатизация правительства выгодна IT-компаниям
Главным российским IT-проектом последних лет стал переход к оказанию государственных услуг в электронном виде. С 1 июля 2012 года все регионы и муниципалитеты должны постепенно переходить на электронное межведомственное взаимодействие. А к 2018 году до 17% всех госуслуг должны оказываться в электронном виде.

Реализация этих программ силами одних властей невозможна, представители IT-отрасли убеждены, что только посредством государственно-частного партнерства можно привлечь достаточные инвестиции на развитие инновационных проектов. На конференции "ИКТ в госсекторе" эксперты предложили ряд конкретных решений, которые можно было реализовать.

Государство помимо внедрения электронного правительства реализовывает ряд программ, в которых мог бы участвовать бизнес. "Запущена программа "Безопасный город", в соответствии с ней видеонаблюдение и анализ становятся главной системой для контроля обстановки. Компании могли бы монетизировать сервисы на базе видеонаблюдения и использовать для аналитики и принятия решений. К примеру, для банков важно определять проходимость и поток клиентов. Такая система могла бы быть для них полезной. Магазинам также важно правильно определить местоположение в соответствии с проходимостью, - директор департамента поддержки продаж компании "Энвижн Групп" Светлана Савельева. - В аэропорте системы видеонаблюдения могут мониторить внутренние потоки шопинг-центров и фуд-кортов. Владелец аэропорта может определять, насколько эффективно работает арендатор". Также бизнес мог бы использовать госпрограмму развития образования и управления талантами для установки соответствующих требований к своим будущим сотрудникам. "Очевидно, что следующим трендом в информатизации госструктур станет интеграция гаджетов, формирование новых сервисов. А это означает, что появятся новые источники финансирования. Бизнес может увеличить свои доходы, если они будут основываться на предоставлении необходимых сервисов государству", - отметила Савельева.

По мнению руководителя группы по работе с государственным сектором EMC Вячеслава Кадникова, основная проблема, которая возникает при внедрении "электронного" правительства, - хранение и управление данными. "Существуют три стадии перехода от бумажного правительства к электронному: централизация хранения данных, управление процессами, создание единого портала, к взаимодействию с которым нужно привлекать граждан, - объяснил эксперт. - Но у нас все происходит наоборот - сначала создается портал, потом начинается автоматизация и регулирование процессов".

Проблема, которую необходимо решить при переходе на электронное правительство - большое количество устаревших приложений. "Возникает вопрос переноса данных из устаревших приложений, а также тратятся десятки миллиардов рублей на поддержку этих приложений и их интеграцию с современными системами, - объяснил Вячеслав Кадников. - Если хранить все данные, то со временем стоимость хранения начнет зашкаливать. Государству придется закупать все новые и новые хранилища. Если удалить все, то существует риск потери важной информации. А в соответствии с 210-ФЗ органы власти при предоставлении госуслуг лишаются права требовать с обратившихся граждан или юридических лиц документы, которые были предоставлены ранее и могут быть получены из других ведомств".

"Взаимодействие с IT-компаниями позволит разрешить эти проблемы. Сейчас у госорганов нет единой политики в сфере закупки программного обеспечения, настройки интерфейсов и систем хранения. То есть нет оптимизации. Все хранилища разнесены географически и по типам информации, это затрудняет администрирование, - добавил Вячеслав Кадников. - Нужно разрабатывать и внедрять систему унификации контента, чтобы внутри единого аппарата архива можно было хранить любой контент, который создается в госоргане. И к нему должен быть всегда обеспечен интерактивный доступ. Также важно создание таких условий, при которых система хранения могла бы функционировать без сторонней поддержки. Это позволит госорганам стать независимыми от вендора".

Еще одна важная задача, которую можно было бы решить при помощи государственно-частного партнерства, - информатизация в сфере ЖКХ. "Главные проблемы этой сферы - непрозрачность формирования тарифов, отсутствие эффективного инструмента контроля, некачественное предоставление услуг, низкая управляемость в отрасли, высокий уровень монополизации. Из-за этого развивается кризис доверия к поставщикам ЖК услуг и неэффективный расход государственных средств, - говорит вице-президент по инновационному развитию "Ростелеком" Роман Кравцов. - Для решения этой проблемы необходим комплексный аналитический ресурс, который предоставлял бы объективную информацию о положении дел в ЖКХ, на основании которой власти могли бы принимать административные и нормативные решения".

Такая система должна включать в себя мониторинг эффективности поставленных задач, формирование достоверной отчетности. "При построении информатизации в ЖКХ должна задействоваться система информационного правительства, вводиться система идентификации для совершения юридически значимых действий, к примеру, голосование на выбор управляющей компании. Также система может быть интегрирована с платежными системами и кредитными организациями, - считает Роман Кравцов. - Это предоставит госорганам необходимый контроль над ЖКХ и снизит коррупцию в этой сфере".

Власть Работа власти Госуправление Программа "Электронная Россия"