19.03.2013 21:00
    Поделиться

    Юрий Любимов планирует запретить свои спектакли в Театре на Таганке

    Сегодня Юрий Любимов заявил ИТАР-ТАСС, что намерен запретить Театру на Таганке эксплуатировать и играть свои авторские спектакли. По его словам, принял он это решение "с тяжелым сердцем".

    "Два года назад по принципиальным соображениям я покинул созданный мною Театр на Таганке , - цитирует ИТАР-ТАСС  его слова. - Но там остались мои спектакли, которые мне принадлежат полностью, потому что в них я являюсь не только режиссером-постановщиком, но - главное - и автором сценария".

    "Конечно, я предполагал, что без моего присмотра уровень этих работ упадет. Ведь за два минувших года из Театра на Таганке мне не поступило ни одного вопроса, хотя бы из деликатности, не возражаю ли я, к примеру, против ввода того или иного исполнителя. А между тем, достоверные источники мне сообщают, что мои спектакли идут в небрежном виде, с произвольными изменениям мизансцен...Они наносят серьезный ущерб не только мне, как автору и режиссеру-постановщику, - говорит Любимов, - но и театру, которому в будущем году исполнится 50 лет".

    Это решение, по словам Любимова, согласовано с Российским авторским обществом. Уже давно Юрий Петрович живет на отчисления со спектаклей, чья литературная композиция принадлежит лично ему. Из ныне идущих в репертуаре Театра на Таганке остались "Тартюф", "Добрый человек из Сезуана", "Владимир Высоцкий", "Мастер и Маргарита", "Арабески", "Горе от ума", "Маска и душа", "Антигона".

    Как стало известно "РГ", о своем решении Любимов известил Департамент культуры города Москвы еще в феврале.

    По словам замглавы департамента Евгении Шерменевой письмо было прислано в конце февраля по факсу, а сейчас пришло заказным письмом с уведомлением. Он ясно дала понять, что департамент заинтересован в сохранении спектаклей Любимова в репертуаре театра.В связи с этим глава депертамента Сергей Капков намерен встретиться с режиссером.

    "Надо понимать, готовы ли в этой ситуации артисты сохранить спектакли в том виде, в котором их хотел бы сохранить режиссер. Других спектаклей в репертуаре театра не так много, и, если сейчас их снимать, то надо понимать, что играть. А продолжать эксплуатировать спектакли Любимова можно при одном условии - привлечь автора к восстановлению спектаклей на каких-то условиях. На каких - пока трудно сказать, нам предстоит встреча и обсуждение этого вопроса", - пояснила замглавы департамента.

    Специалисты по авторскому праву утверждают, что запретить свои спектакли в одностороннем порядке прославленный мастер не сможет. Эта процедура сложная, ибо речь идет не только о литературной основе, на которую и распространяется авторское право, а о сложной сценической постановке, по отношению к которой авторское право практически не разработано. Довольно сложно будет защищать эти права. Юрию Любимову придется в своем иске в суд сформулировать, в чем именно он видит ущемление своих авторских прав. И, если в случае литературной основы ее изменения можно доказать, то с самой постановкой все гораздо неопределенней. В этой ситуации существуют две стороны - правовая и человеческая. Если же театр согласится с претензиями своего бывшего руководителя, тогда вопрос можно будет решить более или менее мирно. 

    Если же запрет на эксплуатацию спектаклей все же последует, это лишит их автора возможности получать отчисления. Впрочем, финансовые потери  Юрий Петрович Любимов сможет восполнить двумя ближайшими контрактами. 95-летний мастер в конце апреля приступает к репетициям оперы Бородина "Князь Игорь" в Большом театре, премьера которого намечена на 9 июля. А параллельно он ведет работу над оперой-буфф "Школа жен" по пьесе Мольера для театра "Новая опера". "В настоящее время музыку на мое либретто сочиняет композитор Владимир Мартынов. Надеюсь, что в конце апреля он уже сможет представить фрагмент написанного произведения", - резюмировал режиссер.

    Справка РГ

    Любимов покинул пост руководителя Театра на Таганке в июле 2011 года из-за конфликта с труппой. Он совмещал должности директора и худрука театра.

    Поделиться