Госдума может принять закон о ГЧП в весеннюю сессию

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект об основах ГЧП. В минэкономразвития надеются, что Госдума примет документ уже в весеннюю сессию.

Закон об основах ГЧП в России необходим для того, чтобы систематизировать различные виды сделок, заключаемых в данной сфере. "Он должен в известной мере "помирить" разрозненное законодательство о ГЧП субъектов Федерации и РФ, - говорит старший юрист Legal Capital Partners Светлана Дубинчина. - Наличие отдельных противоречий в законах регионов с федеральным законодательством в данной сфере остается системным риском в секторе ГЧП, и анализируемый документ содержит отдельные положения, которые должны привести к созданию единого легального поля для заключения сделок ГЧП".

По сравнению с вариантом, предоставленным для публичного обсуждения летом 2012 года, законопроект о ГЧП претерпел существенные изменения. Например, документ больше не содержит обязательных условий ГЧП-соглашения и перечня возможных вариантов взаимодействия публичного и частного партнеров. Зато четче определены права и обязанности сторон ГЧП-соглашения. Так, частный партнер в любом случае должен осуществлять не только финансирование, но и эксплуатацию объекта ГЧП-соглашения в соответствии с его целевым назначением. "Большое значение имеет разделение сферы действия 94-ФЗ и законодательства о ГЧП-соглашениях, - отмечает юрист "Линии права" Олеся Белоусова. - В целом законопроект сохранил рамочный характер и предусматривает активное участие регионов в разработке и заключении ГЧП-соглашений".

Представленный ранее законопроект о ГЧП также не был нормативно-правовым актом прямого действия, что требовало включения в него огромного количества поправок. "Хорошо, что закон получился рамочный, - считает Павел Селезнев, председатель правления Центра развития ГЧП. - В таком виде он не зарегламентирует рынок ГЧП, который только зарождается. Во-первых, в законе не прописаны сами формы ГЧП. Думаю, что правительство в лице минэкономразвития от этого ушло осознанно, чтобы дать возможность рынку самому определить, какие формы ГЧП сегодня наиболее актуальны. Самое главное, что в законе закреплено понятие "ГЧП" и юридическая конструкция "соглашения о ГЧП".

Из законопроекта в ходе согласований ушли принципы ГЧП и конкурсных процедур. Действие документа не распространяется на отношения, связанные с реализацией инвестфондовских проектов. "Это неверно с точки зрения создания единого правового поля ГЧП, но при отсутствии в законопроекте конкретных форм ГЧП и конкурсных процедур снимается необходимость изменения положения об Инвестфонде РФ, а также риски применения положений закона к реализуемым с участием финансирования инвестфондов проектам. В проекте проведено более четкое разграничение соглашений о ГЧП и концессионных соглашений, - анализирует документ Евгения Зусман, старший юрист-аналитик Практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы VEGAS LEX. - Установлено, что концессионное соглашение как одна из форм ГЧП регламентируется специальным законодательством. Также теперь соглашения о ГЧП могут заключаться в отношении любых объектов, кроме объектов гражданских прав, оборот которых запрещен или ограничен".

В законопроекте четко прописаны полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при реализации соглашений о ГЧП. Принципиальным отличием от летней редакции документа является отказ от регулирования им положений о порядке проведения конкурсной процедуры и порядке подготовки ГЧП-проектов, подчеркивает Светлана Дубинчина. Эти полномочия распределены в новой версии законопроекта между РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями в зависимости от того, кто выступает в роли публичного партнера. Исключение данных норм юристы оценивают неоднозначно, поскольку при отсутствии единых стандартов для проведения конкурсных процедур возможны злоупотребления на местах как на этапе разработки нормативных актов, так и на этапе проведения конкурсов.

Остался неурегулированным вопрос использования бюджетных средств для участия публичного партнера в ГЧП-соглашениях, а также конкретные формы предоставления финансовых гарантий частному партнеру. "Основным источником обоснованных сомнений для множества потенциальных инвесторов, желающих принять участие в реализации ГЧП-проектов, является отсутствие нормативного акта, регулирующего процесс реализации ГЧП-проектов на федеральном уровне, а также сложность закрепления в соглашении четких фингарантий", - отмечает Олеся Белоусова. "Ключевой недостаток законопроекта в том, что в нем не предусмотрено дополнительных гарантий предоставления долгосрочного госфинансирования по ГЧП-соглашениям. Однако такие изменения в бюджетное законодательство запланированы минфином в рамках работы по повышению эффективности управления общественными финансами. Кроме того, он довольно декларативен даже для рамочного закона", - продолжает Евгения Зусман.

В какой-то степени закон поможет определиться прежде всего с понятием ГЧП. Это даст возможность развитию регионального законодательства о ГЧП и региональных проектов ГЧП, полагает Павел Селезнев. Правда, для этого в документ требуется внести еще немало поправок.