18.03.2013 23:41
    Поделиться

    В России сейчас реализуется около 300 проектов в сфере ГЧП

    Международные эксперты предложили новые форматы партнерства
    На 24-й Международной выставке коммерческой недвижимости и инвестиционных проектов MIPIM-2013 в Каннах ГЧП стало одной из самых обсуждаемых тем.

    Эксперты отмечали, что законодательство о ГЧП ограничено сегодня документом о концессионных соглашениях. Но механизм концессии подходит далеко не ко всем проектам, в итоге многие инвесторы не могут участвовать в проектах на основе концессионных соглашений. Это проблема не только России, она существует и в других странах. В результате большинство государств, развивающих такую форму сотрудничества, как ГЧП, идут по пути создания отдельного законодательства для этих целей помимо законодательства о концессиях.

    "Бюджетных средств на реализацию масштабных проектов вроде освоения присоединенных к Москве территорий или Олимпиады-2014 не всегда бывает достаточно, - считает председатель Экспертного совета при Комиссии Мосгордумы по законодательству Павел Гагарин. - Поэтому властям приходится искать пути развития, не требующие колоссальных государственных инвестиций. ГЧП может стать если не панацеей, то хотя бы одним из ответов на возникающие вызовы".

    Вице-президент французской ассоциации экономистов "Кружок Кондратьева" Жан-Луи Трюэль рассказал, какие использовались механизмы государственно-частного партнерства при расширении Парижа, считая, что этот опыт можно с легкостью применить и в Большой Москве. По его словам, территории вокруг крупных промышленных предприятий, которые ранее были центрами развития территории, после переноса этих монстров превращаются в бедные и депрессивные районы со всеми вытекающими последствиями. Поэтому возникает проблема "оживления" этих территорий, чтобы они снова стали привлекательными для жизни. "Большой Париж решал эту проблему путем создания инновационных центров, - отметил французский экономист, - для этого необходимо не просто отремонтировать старое промышленное здание. Надо создать комфортные условия труда, то есть построить инфраструктуру, жилье, торговые объекты, офисы и площади "легкого" индустриального назначения".

    По мнению экспертов, для бизнеса освоение этой территории за свой счет невыгодно, а власть не способна самостоятельно вдохнуть жизнь в пустынную промзону. Эффект достигается лишь при сочетании усилий всех заинтересованных сторон: частного партнера, который получает площадку для развития бизнеса и административную поддержку, государства, развивающего отсталую территорию, и муниципалитета, увеличивающего свою налогооблагаемую базу.

    "Публичный партнер не только строит необходимую инфраструктуру, реставрирует и перестраивает помещения, но и оказывает административную поддержку размещаемым предприятиям, - объяснил Жан-Луи Трюэль. - Участие же частных партнеров сосредоточено на двух направлениях: строительстве жилья и коммерческой недвижимости".

    Насколько это реализуемо, "РБГ" попросила прокомментировать президента группы компаний "Кортрос" Вениамина Голубицкого, который считает эффективной модель объединения государственных и частных усилий при развитии новой Москвы . Девелопер отметил, что в нынешнем виде, когда ГЧП строится на модели "одно соглашение - один проект", комплексное развитие территорий невозможно. Решить проблему поможет более тесное взаимодействие власти и девелоперов, а также возможность в рамках одного соглашения реализовывать ряд подпроектов, связанных общей комплексной идеей.

    От нового федерального закона о ГЧП эксперты ожидают введения в российское правовое поле ряда понятий, которые необходимы для успешной правоприменительной практики в сфере ГЧП. К примеру, многим бы хотелось, чтобы было раскрыто понятие SPV-компании, которые создаются специально для реализации проекта.

    "Кроме того, хотелось бы увидеть там механизмы отбора проектов и общественного контроля за их реализацией", - рассчитывает Павел Гагарин. Сейчас в мире выделяют семь основных форматов ГЧП, из которых в российском законодательстве описаны только три. Реализовывать проекты в других, прямо не запрещенных законом формах можно, но тогда успешность их реализации сильно зависит от административного ресурса. "Чтобы единичные сейчас проекты ГЧП стали массовыми и не требовали "ручного управления" со стороны властей, новый закон должен максимально широко определять все возможные форматы сотрудничества", - подчеркивает Гагарин.

    Эксперты также отметили, что помимо законодательных пробелов развитие ГЧП в России сдерживается отсутствием механизмов эффективного финансирования даже при наличии средств. Причины этого не столько в высокой стоимости заемных денег и нежелании банков кредитовать на длительные сроки, сколько в настроениях предпринимателей, опасающихся реализовывать сложные долгосрочные проекты, полагает Павел Гагарин. Многие из них сомневаются в сохранении стабильности в краткосрочной перспективе. Говорить о десятках лет не приходится, а именно на такой период обычно рассчитаны проекты ГЧП.

    Тем не менее в России сейчас реализуется около 300 проектов в сфере ГЧП. Признанным лидером среди регионов по уровню развития ГЧП является Санкт-Петербург. Причина этого не столько проработанное региональное законодательство, сколько большой опыт реализации ГЧП-проектов, полагают эксперты. О серьезности намерений в отношении сотрудничества Cеверной столицы с бизнесом говорит и то, что в бюджете города предусмотрены специальные средства на эти цели, а в структуре органов власти есть Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга, отвечающий за ГЧП.

    Поделиться