КСП: Власти Петербурга растратили на уборку четыре миллиарда

За три года власти Петербурга неправомерно истратили на уборку городских улиц около четырех миллиардов рублей. Столь значительный перерасход связан в первую очередь с плохо налаженным учетом объектов, за состоянием которых обязан следить город.

Чиновники Северной столицы продолжают расхлебывать последствия "аномально снежных" зим 2009-2011 годов. Транспортным коллапсом, который тогда чуть не привел к остановке жизни города, на этот раз заинтересовалась Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга. Подводя итоги деятельности городского комитета по благоустройству, аудиторы обнаружили целый ряд недоработок, которые напрямую повлияли на ситуацию в городе. Фактически можно говорить о том, что компании брали деньги за уборку улиц, которые этого не требовали, и не убирали там, где это было нужно.

Например, согласно отчету КСП, автомобильные дороги общего пользования регионального значения - более трех тысяч объектов - являются недвижимым имуществом казны города, но при этом не учтены в Едином государственном реестре прав, Реестре недвижимого имущества Санкт-Петербурга, а потому не состоят на балансовом учете имущества казны. Помимо того, что такое положение является нарушением федерального законодательства, это влечет для городской казны и финансовые потери.

- Более 20 лет в Петербурге не осуществлялась в плановом порядке техническая инвентаризация большинства автомобильных дорог общего пользования, - подчеркнул аудитор Контрольно-счетной палаты Юрий Илларионов. - При этом финансирование комплексной уборки дорог осуществлялось на основании расчета потребности, сформированной в соответствии с методическими указаниями комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, в которых не учитывались особенности финансирования через субсидирование.

В результате городские власти ежегодно необоснованно выплачивали городским компаниям и предприятиям миллиардные субсидии. Так, в 2009 году на эти цели ушло более 800 тысяч рублей, в 2010 году - уже почти 1,5 миллиарда рублей, в 2011-м - почти 1,75 миллиарда рублей. При этом в адресные программы по уборке включались объекты, которые фактически не требовали проведения работ, а в ряде случаев это было физически невозможно. Например, по документам проходит уборка Суздальского проспекта, который в это время был закрыт на ремонт на всем протяжении и убираться просто не мог.

Отметим, что чиновники Петербурга под шквалом возмущения горожан уже тогда попытались наладить контроль за работой жилищно-коммунальных служб, убиравших городские улицы. Петербуржцам предложили следить за уборкой улиц через интернет и оснастили уборочную технику системами ГЛОНАСС за счет бюджета. Однако это привело к появлению "танцующих тракторов": опираясь на ковш, техника вращает колесами, "наматывает" километры, расходует топливо - а результата нет. На интерактивной карте видно, что трактор находится на месте - но и только. Свидетелями таких случаев петербуржцы становились неоднократно, доказательство - многочисленные ролики в интернете.

Теперь бороться за качество уборки предлагается с помощью финансовых механизмов. Контрольно-счетная палата СПб предлагает правительству города пересмотреть порядок предоставления субсидий. Во-первых, процедура возмещения затрат получателей бюджетных средств должна стать более жесткой и исключающей привлечение субподрядчиков. В 2010 году КСП уже обнародовала схему, по которой уборочные компании извлекали нетрудовые доходы с помощью третьих лиц. Специализированная техника в количестве 53 единицы стоимостью 93,25 миллионов рублей простаивала, в то время как ГУ "Центр комплексного благоустройства", для уборки улиц зимой 2009-2010 года не хватало 730 единиц уборочных машин, которые были привлечены со стороны.

Во-вторых, в перспективе городские власти могут вообще отказаться от проведения конкурсов, а высвобождающиеся субсидии направить на финансирование государственных бюджетных учреждений, которые будут осуществлять уборку. Комитету по управлению городским имуществом и комитету финансов Санкт-Петербурга уже предложено рассмотреть возможность и целесообразность реорганизации дорожных организаций - получателей субсидий с целью создания государственных бюджетных учреждений. По мнению экспертов, такая реорганизация может коснуться только ОАО со 100-процентным государственным капиталом, в других случаях "национализация" частных компаний запрещена Конституцией РФ. Возможно также создание новых юридических лиц. По мнению главы бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Санкт-Петербурга, это позволит экономить бюджетное финансирование сразу по трем направлениям: не тратить средства на проведение конкурсов, избежать демпинга цен недобросовестных подрядчиков, которым действует на руку ФЗ93, и избавит дорожные организации от необходимости выплачивать НДС.

В комитете по благоустройству Санкт-Петербурга пока никак не комментируют ни выводы, ни рекомендации Контрольно-счетной палаты. Как заявил корреспонденту "РГ" глава комитета Владимир Абраменко, цифра перерасхода, по его мнению, выглядит явно завышенной: "Иначе я бы перед вами тут не стоял". При этом стоит напомнить, что в 2009 году департамент, отвечающий за уборку городских улиц, возглавлял совсем другой человек. В КСП и Законодательном собрании также подчеркивают, что "неправомочно израсходованные" средства не означает "украденные". Однако по словам и Илларионова, и Сухенко, фактически понесенные расходы бюджета могли бы быть меньше, чем это произошло. То есть часть денег все же была украдена.

Кстати

В феврале нынешнего года, согласно опросам социологов, 62 процента петербуржцев были недовольны качеством уборки городских улиц, и только 29 процентов горожан считали, что порядок на улицах наводят удовлетворительно. При этом до конца марта это соотношение еще может измениться. По сообщениям синоптиков, морозная погода в Петербурге сохранится до конца месяца, снегопады возможны уже в конце текущей недели.