18.03.2013 23:40
    Поделиться

    Спрос на курортную недвижимость стимулирует праздничная обстановка

    Кто не мечтал о собственной квартире или даже доме на берегу моря, где, не выходя из собственной спальни, можно наслаждаться плеском волн или любоваться бескрайними морскими просторами. Пожалуй, хоть раз каждый из нас задумывался об этом.

    Считается, что недвижимость для отдыха лучше всего приобретать за границей. Однако не каждый готов обзавестись жильем на чужбине из-за языкового барьера, незнания местных законов, сложностей с визами и авиабилетами и т.д. То ли дело с детства знакомое Черноморское побережье. Отдых на отечественных курортах уже давно не уступает заграничным предложениям, а для семей с детьми или пожилыми родителями собственная недвижимость именно на российском юге порой даже предпочтительнее зарубежной.

    Российские курорты дают важную альтернативу покупке недвижимости за рубежом. Сюда тянутся многочисленные "невыездные" соотечественники, чья профессиональная деятельность связана с государственной тайной. Многим россиянам удобнее отдыхать в окружении российского сервиса, без необходимости заботиться о пересечении границ, получении виз, изучении иностранных языков. Инфраструктура Черноморского побережья совершенствуется с каждым годом, на отечественных курортах есть практически все для комфортного отдыха в любое время года.

    Помимо всего прочего, покупка недвижимости в Краснодарском крае - это еще и прекрасное инвестиционное вложение. Недвижимость здесь постоянно растет в цене. Эксперты уже сравнивают рынок недвижимости юга России с Москвой и Санкт-Петербургом. Так, по данным аналитиков компании "Элитный Сочи", цены на квартиры в новостройках олимпийского города находятся на втором месте после Москвы. Самое востребованное жилье - вторичный рынок, объекты в новостройках Сочи, большие коттеджи и небольшие уютные домики на побережье.

    Несмотря на то что цены на жилую недвижимость на Черноморском побережье за последний год несколько снизились, эксперты уверяют, что подобное небольшое падение - временно, тенденция роста сохранится в долгосрочной перспективе. По данным компании Penny Lane Realty, цены на сочинские квартиры уменьшились незначительно, за последний год всего на 2-3%, в Анапе - на 6-8%, в Геленджике - на 7-10%. Такая же ситуация на рынке коттеджей и земельных участков. Стоимость одной сотки земли упала в Сочи на 8-10%, в Анапе и Геленджике - на 5-6%. Стоимость домов в Геленджике осталась стабильной, в Сочи и Анапе снижение цен составило от 2% до 5%.

    Последние пять лет именно Сочи из-за глобального строительства терял лояльную аудиторию курортников, в то время как число отдыхающих в Геленджике, Анапе, Джубге и Туапсе росло на 5-7% в год. После Олимпиады, скорее всего, будет наблюдаться обратное движение: Сочи станет заметным лидером развития, потянув за собой весь регион. Сегодня же куда более обоснованным игроки рынка считают покупку недвижимости в Геленджике, отличающемся длинной и реконструированной набережной, плоским рельефом, новым комфортабельным аэропортом, расположенным к тому же практически в центре города.

    Кроме того, для частного инвестора с точки зрения прибыльности интерес представляет земля, так как она приносит наибольший доход при минимальных вложениях. На приобретенном участке в Сочи или Геленджике, в последующем наиболее выгодными, по мнению экспертов, будут совместные проекты с застройщиком на долевых условиях.

    Знатоки рынка советуют приобретать жилую недвижимость в качестве инвестиций только в том случае, если у частного инвестора есть деньги на две и более квартиры или дома. Инвестировать в недвижимость Черноморского побережья стоит тому, кто готов вкладывать в недооцененное сегодня жилье без ожиданий быстрой отдачи. Время для коротких инвестиций пока не пришло. Пик стоимости ожидается к Олимпиаде 2014 года. Как будет развиваться рынок недвижимости Сочи и окрестностей после, пока сложно предсказать.

    "После Олимпиады-2014 ситуация на рынке недвижимости в Сочи будет развиваться следующим образом: лакмусовой бумажкой выступит Имеретинка, - уверен генеральный директор компании Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. - Более 12 тысяч апартаментов здесь привлекут наибольшее количество покупателей. Если сделки пойдут, то и другая недвижимость также окажется на очереди. Если же олимпийские объекты останутся сиять черными окнами пустых апартаментов, то для всего региона это станет тормозом в развитии".

    Эксперты уверены, что, несмотря на то, что Сочи - практически единственный курорт такого уровня в России и самый современный проект в мире, спрос явно не достаточен для успешной реализации, а действия отдельных девелоперов разрозненны, что приводит к ситуации "лебедь, рак и щука". Каждый тянет одеяло на себя, порочит деловую репутацию соседей, не привносит своего вклада в единый вектор усилий по популяризации курорта.

    Девелоперы по старинке пытаются продавать кирпичи и квадратные метры, что, по мнению экспертов, неверно для курортной недвижимости. Например, Лазурный Берег "раскрутился" и стал популярным и дорогим курортом потому, что сначала привечал звезд кино и эстрады мировой величины, царских особ и членов королевской семьи. Для олимпийского Сочи и окрестностей разумным был бы аналогичный сценарий, где в первую очередь должна создаваться прелесть бытия.

    "По моему мнению, развитие, например, Имеретинки и Красной Поляны будет зависеть от того, насколько там будет создана атмосфера праздника, - считает Георгий Дзагуров. - Поскольку покупатели курортной недвижимости приобретают не метры, а именно эмоции, праздник и комфорт, они будут ориентироваться прежде всего на то, бьет ли жизнь здесь ключом или окна в комплексах не горят, а объекты инфраструктуры пустуют. Если здесь каждый день будут снимать кино, проводить концерты, спортивные соревнования, регаты, авиашоу, ралли, фестивали салютов, объекты инфраструктуры пусть и в убыток себе, но будут функционировать, россияне в течение двух-трех лет раскупят те скромные пару десятков тысяч апартаментов и квартир, что может предложить к продаже Олимпийский кластер".

    "Привлекательность курорта определяет его инфраструктура, которая включает не только развлекательную и бытовую сферу, но и такие понятия, как защита прав собственников, законодательная прозрачность, безопасность проживания", - говорит управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев.

    На ситуацию с недвижимостью Сочи сейчас в большей степени влияет практически полная переориентация с туризма на олимпийское строительство. Если Черноморское побережье России каждый год встречает на 7-10% туристов больше, чем в предыдущий, то в Сочи ситуация прямо противоположная. Те, кто делал ставку на рост цен, едва ли получили то, чего ожидали. Сегодня Сочи скорее теряет лояльную аудиторию из-за того, что масштабная стройка мешает нормально отдыхать. Однако эксперты уверены, что после завершения Олимпиады ситуация снова изменится. Как именно будет развиваться рынок, у экспертного сообщества нет единого мнения. Одни говорят, что спрос существенно увеличится, а значит, и цены на жилье пойдут вверх, другие считают, что после Олимпиады желающих продать сочинские метры будет кратно больше желающих их приобрести.

    "После проведения Олимпиады интерес к Сочи резко упадет, - считает Константин Ковалев. - Наш курорт попросту не сможет конкурировать с теми заграничными предложениями, которые делают такие страны, как Испания, Болгария, Черногория. А мы конкурируем как раз с заграницей, а не с курортами соседней Украины. В частности, Испания готова отменить с Россией визовый режим, а также предоставить вид на жительство. О качестве инфраструктуры, а точнее, о соотношении "цена-качество" вообще не приходится говорить. Все эти факторы, к сожалению, указывают на выигрышность западных предложений".

    Эксперты считают, что в развитии отечественных курортов большую роль могут сыграть крупные инвесторы, которые способны вложиться в комплексное развитие курорта, а не только в отдельные проекты, не оказывающие общего положительного эффекта на развитие курортной отрасли региона.

    Поделиться