19.03.2013 23:19
    Поделиться

    Юрий Нагорных: Подготовка к Олимпийским играм - это комплексный подход

    Гостем на "Деловом завтраке" в "Российской газете" побывал заместитель министра спорта РФ Юрий Нагорных. Разумеется, говорили мы с ним о том, что нас ждет меньше чем через год - об Олимпиаде в Сочи.

     

     
    Видео: Александр Шансков

     

    Зимние виды прописались на пляже

    Юрий Дмитриевич, можно ли говорить, что сочинцы за эти последние годы превратились в настоящих если пока не знатоков, то болельщиков зимних видов спорта, да и сами потихоньку к ним приобщаются?

    Юрий Нагорных: Вместе с Оргкомитетом "Сочи-2014" мы в этом году провели немало международных соревнований. Пойдут ли местные жители, скажем, на фигурное катание, шорт-трек? Понятно, что строительство ряда дорог еще не завершено, доступ к аренам из-за этого ограничен. И проявленный даже в таких условиях интерес нас очень порадовал. Все отметили: сочинцы оказались хорошими болельщиками, которые поддерживают и своих, и чужих. На днях смотрели на рассвете трансляции из канадского города Лондона. Комментатор недоумевал, что за холодный прием, болеют только за своих. Это к жителям Сочи не относится. На Гран-при по фигурному катанию, на соревнованиях по шорт-треку на удивление тепло поддерживали россиян и гостей.

    И сами сочинцы, как вы выразились, стали приобщаться. Мэр Анатолий Пахомов гордится: 56 юных фигуристов записались на фигурное катание. Я могу абсолютно точно сказать, в Краснодарском крае интерес к зимним видам колоссален и благодаря тому, что жителям есть где открывать для себя новое. Так, в районе Красной Поляны мы получаем четыре зимних курорта, оснащенных по последнему слову техники. Уверен, что все четыре будут востребованы. Уже сегодня в Сочи входит в привычку кататься на горных лыжах. Администрацией края в Красной Поляне уже создается Центр по зимним видам спорта.

    Министерство спорта планирует вместе с местными властями организовать хороший центр по фигурному катанию и шорт-треку. У некоторых спортсменов появилось желание продолжить свою карьеру в Сочи тренерами, спортивными организаторами. Я думаю, зимние виды спорта в Сочи и в Краснодарском крае прописались навсегда.

    В столице Игр - без паспорта

    В феврале 2010 года вас назначили заместителем министра спорта.

    Юрий Нагорных: Прямо по дороге в Ванкувер.

    Считали, сколько раз вы бывали в Сочи, и узнают ли вас на стойке регистрации?

    Юрий Нагорных: Не считал. И не показываю паспорта: в Сочи - почти каждую неделю. Самого города я до конца еще не узнал. Ведь маршруты связаны с олимпийскими объектами. Ни на что иное времени не остается.

    Могли себе представить, что работа будет столь хлопотной и всепоглощающей?

    Юрий Нагорных: Мы примерно полгода до перехода вели переговоры с министром спорта, туризма и молодежной политики Виталием Леонтьевичем Мутко. Я до этого был одним из руководителей московского спорта. В столице нам удалось создать программу подготовки московских спортсменов к Олимпийским играм-2014. Эта программа была создана в 2007-м после победы Сочи в Гватемале. Проблемы - были, и мы тогда наработали определенные подходы, принципы. Сегодня из той экспериментальной московской команды к Сочи в основные составы олимпийских сборных у нас вошло достаточно много спортсменов - фигуристы, биатлонисты, лыжники. Нам сегодня за эту работу не стыдно. Думаю, благодаря этому министр меня и пригласил.

    И то, что нам теперь удалось утвердить, доказать сформировать комплексную программу подготовки, обеспечить ее финансирование - это большая победа министерства спорта, наших федераций по зимним видам. За три года они приобрели иное лицо, по-другому организованы сборные команды. Например, в 2010 году реформировали Федерацию шорт-трека, привели ситуацию к принятому в мире порядку. Теперь у нас единый Союз конькобежцев. Никто не предполагал, что через три года мы получим боеспособный коллектив, способный завоевывать медали на чемпионате мира по шорт-треку. Сегодня, бывая на соревнованиях, радуюсь за команду. Она сформирована, оснащена, ее работа спланирована. Если раньше наши спортсмены завидовали иностранным, то теперь представители ведущих держав с любопытством и завистью смотрят на оснащение сборных команд России. Все самое лучшее, что есть в мире, наши спортсмены используют. Виктор Ан, Григорьев, Елистратов - появилось целое созвездие ребят, которые получили возможность бороться за высшие награды. Устранили ошибку с тренером.

    Не надо было приглашать иностранца?

    Юрий Нагорных: В том конкретном случае - не надо. Но я хочу, чтобы было понятно: подготовка к Играм - это комплексный подход, Олимпиаду готовит большая команда. В государственную комиссию входят представители различных министерств, ведомств, инвесторы, минспорт. Кроме того, что ведем подготовку сборных, мы проводим тестовые соревнования. И с этим - справились. Наша прямая задача - содействие подготовке объектов с точки зрения спортивной составляющей, спортивной технологии. Трудимся вместе с ответственными исполнителями программы строительства - "Олимпстроем", минрегионом. Это непросто - в построенном большом объекте увязать все технологии, детали, мелочи, которые в итоге должны работать как единое целое.

    Читайте также

    В каких видах спорта помимо шорт-трека нам ждать улучшений уже сегодня?

    Юрий Нагорных: За последние три года видим стремительный прогресс лыжной команды. На того же чемпиона Олимпийских игр и мира Крюкова мы изначально рассчитывали только в Сочи. В Ванкувер отправляли познакомиться с обстановкой, с соперниками, а он взял и выиграл "золото". Никита вырос в серьезного мастера.

    Дистанционная группа традиционно сильная. Чемпионат мира получился не самым удачным, но тренерский штаб, я уверен, сделает выводы и сумеет вывести ребят на оптимальный режим подготовки к сочинской Олимпиаде.

    Что касается девушек, то еще в позапрошлом году наша команда в лыжных гонках была безнадежным аутсайдером. Зато нынешний сезон подарил надежды. А бронзовые медали, которые девчонки завоевали на чемпионате мира, позволили им, как говорят в спорте, почувствовать кровь.

    Растем в коньках, пусть и не семимильными шагами. Промежуточные выводы сделаем после чемпионата мира, который пройдет в Сочи на этой неделе. Но уже сейчас можно сказать, что у нас появился талантливый молодой спортсмен Юсков. Уверен, еще покажет свое Скобрев. Есть на кого надеяться и у девочек, не буду называть фамилии, чтобы никого не обидеть. Отличный сезон сложился в скелетоне, где чемпионом мира стал Саша Третьяков. Мы думаем, что примерно в 11 видах спорта из 14 мы будем в Сочи конкурентоспособны.

    А какие тогда традиционные дисциплины вызывают у вас наибольшие опасения?

    Юрий Нагорных: Пока, к сожалению, мы не на лидирующих позициях в прыжках с трамплина, что у мужчин, что у женщин. Может быть, те меры, которые министерством приняты совместно с рядом регионов, позволят через определенное время вернуться в мировую прыжковую элиту. Посмотрите, ведь долгие годы лучшим трамплином считался московский, на Воробьевых горах. Ему уже под 60, и он нуждается в реконструкции. А буквально в прошлом году министерство открыло Федеральный центр подготовки в городе Чайковском, на базе нашего института физической культуры. В советские времена он являлся основным по зимним видам. На базе института построен и уникальный комплекс. Вся линейка трамплинов, склоны для зимних видов спорта, сноуборда, фристайла.

    134 спортсмена в прошлом году были уличены в применении запрещенных средств и методов

    Когда начнем прогрессировать в горных лыжах?

    Юрий Нагорных: Здесь надо возвращаться к нашим традициям. В Мурманской области есть город Кировск. Там раньше у подростка было по жизни два пути: либо на рудник, либо в горнолыжную школу. Отсюда вышла плеяда горнолыжников - Макеев, Андреев, Цыганов. Вот что надо возрождать. Справедливости ради скажу, что в последние годы у нас не было современных тренировочных центров. Сейчас такой есть в Сочи. Да, сама культура владения лыжами у тех же австрийцев, норвежцев закладывается с первыми шагами. Научились ходить - поехали на лыжах. Мы заведомо идем с опозданием.

    Противники обходятся без заговоров

    Мы противники теории всяческих мировых заговоров, в том числе и спортивных. Но нет ли ощущения, что в последние годы в олимпийцы рвутся и часто прорываются как раз те виды, к которым мы имеем отношение косвенное? Ну, сколько женщин занимаются у нас теми же прыжками с трамплина? Человек пять?

    Юрий Нагорных: Восемь. Мы много беседовали на эту тему с представителями МОК. Причем именно в тот период, когда прорабатывался вопрос о включении в программу зимних Олимпиад фристайла, сноуборда, прыжков с трамплина у женщин, которые в итоге МОКом были включены.

    Или возьмите слоп-стайл, хафпайп во фристайле.

    Юрий Нагорных: Мы говорили о том, что эти виды не имеют сегодня массового развития.

    По крайней мере в России уж точно.

    Юрий Нагорных: Но МОК приводил аргумент. Они заинтересованы в молодежи, а движение и развитие идет в сторону так называемых экстремальных видов . В итоге несколько новых дисциплин на Сочинской Олимпиаде пройдут впервые. Что ж, будем готовиться.

    Вот уж задача так задача.

    Юрий Нагорных: Если говорить об экстремальных видах, то с помощью министерства будет построен специальный Физкультурно-оздоровительный комплекс для акробатики, приглашаются специалисты. А наши сборные команды, к примеру летающие лыжницы, могут использовать фактически любую базу мира для подготовки. Это тоже шаг вперед, у нас раньше такой возможности не было.

    А как вы отнеслись к решению МОК исключить спортивную борьбу из Олимпиады уже 2020 года?

    Юрий Нагорных: Несправедливо это. Спортивная борьба широко распространена на всех континентах. Большая работа ведется сегодня исполняющим обязанности президента Международной федерации - ФИЛА. МОК возвращается к этому решению Исполкома. Спортивная борьба должна остаться в олимпийской программе.

    Насколько эффективно минспорт контролирует расход средств на подготовку сборных? Например, прыгун с трамплина Васильев жаловался, что в федерации ему пожалели денег на комбинезон для тестирования.

    Юрий Нагорных: Когда результат у спортсмена не тот, на который рассчитывал, находится миллион причин, которые ему помешали. Сегодня сборная по тем же прыжкам с трамплина обеспечена четверным запасом комбинезонов и пятерным запасом лыж. Никаких проблем у них быть не должно. А система контроля предусматривает персонифицированный учет средств. Есть документ, где значится каждый спортсмен. Если он что-то недополучил, вряд ли он в этом документе распишется. Если где-то оказываются нерадивые руководители, то очень быстро мы их меняем или придаем ускорение их работе.

    Будет из кого выбирать

    Помнится, после Ванкувера вы говорили, что в стране всего с десяток тысяч кандидатов в мастера, очень тяжело делать отбор, поднимать массовость. А как сейчас?

    Юрий Нагорных: Сейчас кандидатов в районе 15 тысяч. Два года назад параллельно с работой по олимпийской подготовке, минспорт занялся спортивным резервом. Проанализировали ситуацию и поняли, что, если ничего не предпринимать, тенденция к снижению количества кандидатов в мастера, перворазрядников приведет к очень печальным результатам. Откуда взяться мастерам международного класса? Мы спрогнозировали, что к 2020 году рискуем стать статистами даже в тех видах, где сегодня боремся за самые высокие достижения. Провели большую работу, определили базовые, традиционные виды спорта, которые бы получили приоритетное развитие в том или ином субъекте РФ. Итоги выступлений спортсменов на Спартакиадах учащихся, Спартакиадах молодежи очень точно определяют состояние развития спорта в регионах. Мы учли мнение спортивных федераций, заручились согласием губернаторов, и теперь в регионах есть свои базовые виды. В 2011 и 2012 годах впервые прямая федеральная субсидия была направлена во все 83 субъекта. 700 школ, центров получили от минспорта поддержку.

    И еще мы сделали очень важное: сняли с регионов нагрузку по командированию спортсменов в состав сборных команд страны. Много лет существовала такая порочная практика. В Красноярске, к примеру, 100 человек входят в различные составы сборных. Сбор - в Сочи, а дорогу от Красноярска до Сочи должен оплатить регион. Эти деньги "снимались" с текущей спортивной работы и шли на билеты. Выходило, что чем больше у тебя сборная команда, тем жестче тебя наказывают рублем. А должны этим самым рублем поощрять! Эту практику мы с 2011 года прекратили, и сегодня Центр спортивной подготовки сборных команд компенсирует проезд спортсменам от места проживания до места централизованной подготовки. А деньги должны остаться на местах, использоваться на спортивные цели и подготовку резервов.

    Все это подчинено ключевой задаче: выстраивание института юношеских, юниорских, молодежных сборных. Чем раньше спортсмен попадет в централизованную систему, тем больше гарантий, что он будет здоровым, не пойдет по пути использования запрещенных средств. И тогда, попав во взрослую национальную сборную команду, он будет уже обстрелянным, опытным, мотивированным и способным решать самые серьезные задачи.

    И сейчас, должен сказать, наши молодежные сборные уверенно занимают в мире первые места.

    На ветер денег не бросаем

    Вы упомянули об использовании запрещенных средств. Какие антидопинговые программы реализуются в преддверии Сочи? Для чего Россия внесла дополнительный взнос в WADA?

    Юрий Нагорных: У нас обширная антидопинговая программа. Построено и оснащено новое здание антидопинговой лаборатории в Москве. Закончено строительство здания антидопинговой лаборатории в Сочи. Мы постоянно совершенствуем методики контроля. Около 20 тысяч проб ежегодно берется у российских спортсменов. 134 человека в прошлом году были уличены в применении запрещенных средств и методов.

    Это много или мало?

    Юрий Нагорных: Это, если можно так сказать, нормально. В среднем за год идет рост порядка 10 процентов: это связано с совершенствованием методик контроля. Серьезнейшее внимание мы сегодня уделяем вопросам образовательным, ведению антидопинговой пропаганды, обучению спортсменов сборных команд. И, знаете, дает ощутимые результаты. Сейчас уже на подсознательном уровне многие наши спортсмены даже от приема тех лекарств, которые врачи прописывают, отказываются.

    Что касается взноса в ВАДА, мы действительно внесли вклад, но никаких дополнительных денег из федерального бюджета не привлекалось. Произошло перераспределение уже имеющихся средств. Мировой кризис привел к сокращению или замораживанию расходов на антидопинговые программы. Это наше решение позволит ВАДА более активно финансировать новые программы.

    Полный отчет с "Делового завтрака" читайте в ближайших номерах.

    Заместитель министра спорта России Юрий Нагорных на "Деловом завтраке" в "РГ"
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Поделиться