Встреча индейского Золотого века (не знавшего колеса, железа и пороха) с европейским Железным (на стороне которого выступили безбашенные искатели приключений, приплывшие с крестом и пушками) закончилась, как известно, кровавой победой последнего. Индейцы были объявлены дикарями, их драгметаллы переплавлены и переправлены в Европу (по оценкам историков, примерно 181 тонна золота и 16 800 тонн серебра), их многовековые цивилизации стерты с лица Земли. Соответственно теперь археологические находки, позволяющие пролить свет на древние миры культуры, в частности в Андах, буквально дороже золота.
Именно поэтому неоценимы усилия Мигеля Мухика Гальо, который более 40 лет собирал произведения искусства доколумбовой Америки, препятствуя их вывозу из Перу. Он передал свою коллекцию в основанный им Музей золота Перу в Лиме. На выставку в Москве привезли около 80 произведений, которые позволяют познакомиться с древними культурами Чавин, Наска, Мочика, Чиму, Ламбайеке и инков.
Рискну сказать, что инки были своего рода римлянами Южной Америки. Их империя начала бурно расти где-то с 1440 года, и она охватывала территории нынешних Перу, Эквадора, Боливии, северо-западную часть Аргентины и север Чили. Как и римлян, инков не волновала культурная идентичность завоеванных племен, все подстраивались под империю инков. 90 лет они прилежно воевали, богатели и создавали свои храмы, золотые сады... Но тут в 1532 году появился Франциско Писарро с двумястами головорезами... Так мир стал глобальным.
Как заметил археолог, который изучал найденное уже в конце ХХ века неразграбленное захоронение эпохи культуры Ламбайеке (или Сикан), одно такое захоронение дает для понимания культуры, обрядов, жизни древних жителей Анд больше, чем тысяча разрозненных вещей, которые попали на рынок. Собственно, предметы, найденные в том захоронении, и стали центральной частью выставки "1000 лет золота инков" из коллекции Музея золота Перу в Лиме, которая расположилась в Белом зале ГМИИ им. А.С.Пушкина. Здесь можно увидеть крупные ожерелья и тяжелые серьги, оттягивавшие уши, церемониальные ножи (туми), которые использовались во время жертвоприношений, и погребальную маску из цельного листа золота, корону и убор правителя из перьев с золотым диском. Тончайшие перья, должно быть, звенели при дуновении ветра и тем самым, как считали их создатели, отпугивали злых духов.
Работы, привезенные из Музея золота Перу, впечатляют монументальным масштабом. Монументальный масштаб произведений был очевиден в храме Солнца в Куско, где хранились и мумии правителей. Автор испанских хроник Педро Сьеса де Леон описывал Золотой сад рядом с храмом Солнца, в котором "на ветвях золотых деревьев и кустарников качались сделанные из золота птицы. По земле ползали золотые змеи со сверкающими глазами из драгоценных камней. На лугах блестели цветы из драгоценных камней, на них золотые бабочки и жуки... Сейчас мы это назвали бы, наверное, тотальной инсталляцией. Ее авторы явно создавали что-то вроде модели идеального мироздания.
Увы, мы не можем до конца оценить их замысел. Но мы можем попытаться приблизиться к его пониманию. Выставка "1000 лет золота инков" дает такую возможность.