Мы с Дэннисом собираемся из Лимасола в Никосию. С шести часов по местному времени все киприоты, затаив дыхание, ждут голосования в парламенте. Еще в ночь на субботу было объявлено, что с депозитов размером менее 100 тысяч евро кипрская казна получит 6,5 процента, а с более крупных - по 9,9 процента. Однако законопроект поднял такую волну возмущения, что правительство и парламент решили хоть как-то его видоизменить. Вот только как? Учитывая, что Никосии просто необходимо самой собрать 5,8 миллиарда евро для получения финансовой помощи от "тройки". Без этих денег банковская система Кипра может обвалиться полностью. Тогда вкладчики потеряют уже не десять процентов, а почти все свои накопления.
Банкиры, аудиторы, юристы и обычные граждане, недовольные предстоящей потерей денег, собираются у парламента, чтобы заставить депутатов отказаться от спорного законопроекта. Дэннис - владелец адвокатской конторы. Российские компании составляют как минимум половину его клиентуры. Если они покинут Кипр, он потеряет практически весь свой заработок. Поэтому он просто не может остаться в стороне от политической борьбы вокруг законопроекта. Однако спешить не в правилах киприотов. Серьезные проблемы у местных банков начались год назад после реструктуризации долгов Греции.
Глава аудиторской конторы и магистр экономики и финансов Сфирус Иоанну объясняет это большой политико-экономической игрой Евросоюза. Еще несколько лет назад, даже после 2008 года, у Кипра в отличие от большинства остальных стран еврозоны все было хорошо. Тогда еврочиновники добровольно-принудительно предложили двум крупнейшим местным банкам поучаствовать в спасении утопающей Греции. Те вложились в государственные облигации своей "прародительницы", не предполагая, что их значительную часть вскоре спишут. Афины та реструктуризация не спасла, а вот по Никосии ударила всерьез. Кипрские банки по сути перестали выдавать кредиты, так как они не могли быть обеспечены резервами. Хотя с самой ликвидностью проблем особых нет. Даже сейчас, несмотря на панику в отдельных СМИ, все банкоматы работают и люди могут снять деньги со своих карточек практически без проблем. Только снижен лимит по максимальной выдаче. В среднем на 100 евро для карточки.
Тем не менее время решить проблемы как-то более цивилизованно было. Таксист Костас обвиняет в простое предыдущее коммунистическое правительство. Оно не хотело искать решения своих проблем в Европе, пытаясь залатать дыры собственными резервами. Однако отмена обязательных ежеквартальных индексаций зарплаты и сокращение социальных выплат не спасли: власти зашли в такой тупик, что экс-президент Димитрис Христофиас даже отказался выдвигаться на второй срок. Он спокойно доработал до февраля и ушел, предоставив право решать кипрские проблемы демократу Никосу Анастасиадису. Но было уже поздно. Затянув на год поиски выхода из кризиса, киприоты потеряли слишком много времени, а состояние экономики продолжало ухудшаться. Например, продажи недвижимости, реклама которой на русском языке встречается по всей длине шоссе из аэропорта Ларнаки в Лимасол, упали на 40 процентов. Очень много объявлений о продаже или сдаче в аренду прямо на домах. Поэтому Брюссель получил моральное право навязать абсолютно грабительские условия предоставления финансовой помощи.
Впрочем, Иоанну уверен, что в этом и заключался расчет ЕС. Уж слишком многие там завидовали финансовому благополучию маленького острова, наблюдая, как британские и российские деньги пополняют местную казну. А потому решили обанкротить Кипр, чтобы прибрать драгоценные иностранные инвестиции себе. И заодно наказать россиян, выходящих на европейский рынок через "офшорный рай". Видимо, не предполагая той паники и общего оттока капитала, особенно из периферийных стран еврозоны, который будет очевидным следствием такого решения.
...Дэннис вернулся обратно в прихожую уже без пиджака. Оказывается, он хотел бросить последний взгляд на телевизор, по которому вот уже несколько дней круглосуточно транслируют выпуски новостей: "Мы никуда не едем. Акция протеста отменяется, потому что партии решили не поддерживать законопроект. Нас спасет Россия".
Все-таки иногда неспешность киприотов приносит свои плоды. Постоянное оттягивание принятия окончательного решения, очевидно, было придумано местными властями заранее. Президент Анастасиадис, во время предвыборной кампании обещавший не дать списать со вкладов граждан ни единого цента, в пятницу, приехав на встречу с "тройкой", столкнулся с, как он признался сам, "уже принятым решением". Поэтому он так легко на него согласился, выиграв время, чтобы "смягчить удар". Все эти дни Кипр обсуждал, как это сделать. Еще днем Иоанну говорил мне, что выход из ситуации должен быть взаимовыгодным, а Кипр готов чем-то пожертвовать ради сохранения тесных отношений с Москвой. Например, российским резидентам острова, которые составляют не меньше трети, а то и половины местного населения, могут выдать кипрские паспорта. Нашим компаниям - лицензии на разработку газовых и нефтяных месторождений, недавно найденных на острове. Кроме того, на Кипре ходят слухи, что Москва не прочь договориться с Никосией о размещении на острове своей военной базы. Вчера правительственная делегация во главе с министром финансов острова вылетела на переговоры в Москву. Как пошутили смотревшие со мной выпуск новостей, где объявили о голосовании против законопроекта киприоты: "Мы послали Европу к черту!"