20.03.2013 13:49
    Поделиться

    В Воронеже режиссер Иван Максимов рассказал, как делать мульты

    В Воронеже завершился "Большой фестиваль мультфильмов" (БФМ). Зрителям представили лучшие работы отечественных аниматоров - в том числе самые свежие, прошлогодние - и произведения зарубежных студий, отмеченные призами престижных смотров.

    Как обычно, наибольшей популярностью пользовались программы открытия и закрытия, а также сборники мультфильмов для детей. Составить конкуренцию динамичному сериалу "Маша и медведь" в глазах самых маленьких было нелегко. Но, судя по реакции зала, ребятам понравились и ленты, снятые российскими и белорусскими режиссерами в русле советской традиции: неспешные, тихие, не вызывающие гомерического хохота и технически изящные.

    Эксперименты начинающих аниматоров России и обличительные "мультпамфлеты" иностранцев в Воронеже изучили с осторожным любопытством. Впрочем, в провинцию организаторы везут все же "сливки" того, что показывают в столице и на европейских конкурсах. По выражению специального гостя БФМ - известного режиссера Ивана Максимова - "половина фильмов, которые присылают на фестивали, сделана явно для сублимации авторских неврозов".

    Сам он подобными комплексами, по личному признанию, не страдает, жажду самопроявления утолил в юности, а рисовать мультики ради большого заработка не видит смысла: "Остается один мотив для работы - желание выразить свою любовь к миру и подарить хорошим людям нечто красивое".

    Автор медитативных, сюрреалистичных и по-своему забавных мультфильмов, преподаватель ВГИКа и московской школы-студии анимации "ШАР" Иван Максимов подарил воронежцам рекордную по длительности творческую встречу. И рассказал "РГ", за что он не любит прогресс и почему кино для детей, снятое при участии государства, не нужно отдавать в коммерческий прокат.

    Все лучшее - Сети

    И на БФМ-2012, и на недавнем Суздальском фестивале эксперты отмечали, что индустрия анимации в России наконец-то "встала на крыло". Вы согласны?

    Иван Максимов: - Как человека и художника меня индустрия не интересует. Потому что я отношу себя к той деятельности, которая называется "бедный художник", - к области искусства. А где начинаются деньги, там искусство кончается. Чем богаче будет анимация как отрасль, тем лучше для бизнеса и тем меньше это будет интересно мне. Я рад за тех, кому от этого хорошо, но не уверен, что от этого выиграют зрители, которые по-любому всегда имеют что посмотреть. И необязательно, чтобы это была российская продукция. Говорить, что наш зритель был чего-то лишен, пока коммерческая анимация в стране не развивалась, было бы преувеличением. Что касается собственно индустрии, то для меня важно, чтобы она ради денег не слишком жертвовала качеством. Что обычно бывает. Особенно в России. В Европе, Америке и тем более в Японии за качеством кто-то очень сильно следит. Вспомните, на чем "погорели" некоторые наши товарищи лет 15 назад, когда англичане тут мультсериалы пытались делать и несколько раз наступали на одни грабли: в России деньги разворовываются, аниматоры сдают халтуру, а переделывать уже не на что. Кто будет следить за качеством производства российских фильмов? Мне неясно.

    А наша авторская анимация как поживает? Несколько лет назад ее будущее казалось трагичным.

    Иван Максимов: - Нынешнее государство всегда финансировало анимацию хорошо. За исключением того периода, когда был экономический кризис и везде все было равномерно плохо. Естественно, и на анимацию денег почти не было, почти прекратила существование крупнейшая студия "Пилот". Такая "засуха": лужицы мелеют, мелеют, на дне какие-то головастики и рыбки барахтаются… Теперь денег много. Но большую часть их забирают коммерческие проекты. Несмотря на то, что они и так коммерческие и продаются по всей стране, - они все равно просят деньги у государства и получают через Фонд кино больше, чем студенческие дебюты или авторские проекты.

    Просматриваются ли у Фонда какие-то приоритеты или одобрить могут в принципе любую заявку?

    Иван Максимов: - Может быть, критерии отбора у чиновников и есть, но я этого особенно не вижу. Я считаю, что анимация, создаваемая за счет государства и кинобизнеса, должна быть только детской. Потому что главные зрители - это дети и только во вторую очередь их родители. Взрослые, включая старших тинэйджеров, телевизор давно выкинули и в кинотеатры, скорее всего, не пойдут. Они у компа сидят и все, что нужно, достают из интернета. А дети этим пока не занимаются. Хотя скоро тоже начнут, раз сейчас нередко человек, еще не умея говорить, пользуется айпадом. В общем, я считаю, что все анимационные сериалы и полнометражные фильмы должны быть ориентированы прежде всего на детей до 10-12 лет.

    У вас такие мульты?

    Иван Максимов: - Я говорил про коммерческую продукцию, а сам снимаю на бюджетные деньги, при поддержке минкультуры. Мои фильмы были и есть для детей, но тех, кто постарше. Это короткометражная авторская анимация, которая в лучшем случае попадает на фестивали и раз в год показывается по телевизору, а в целом ее никто не видит. Виноваты в этом те, кто считает, что на искусстве надо зарабатывать. Если фильм вышел год назад, а его до сих пор невозможно скачать в интернете, - это нонсенс. Просто у продюсеров есть иллюзии, что такой фильм кто-то купит. Хотя если и купят, то заработка этого хватит на пару походов в ресторан. Искусство должно быть ради искусства, ради того, чтобы его люди видели. Как только сделан фильм - его тут же нужно везде показывать бесплатно. Тогда не будет возникать вопрос: "А где это все посмотреть?" Все, на что дает деньги минкультуры, оно должно бесплатно предоставлять народу. Бюджет - это же народные деньги. А тут народ еще и приплачивать вынужден за то, что на халяву сделано.

    Легче, наверное, в тот же интернет фильмы выложить, чем организовывать бесплатный прокат.

    Иван Максимов: - Интернет еще есть не у всех… Но, наверное, можно сделать сайт под названием: "Снято на народные деньги". Правда, "народными" деньгами сейчас считаются другие - которые собраны, допустим, у простых пользователей Сети. Однако у министерства культуры они тоже народные.

    Вы свои мультфильмы можете сами выкладывать?

    Иван Максимов: - Я все выкладываю. Только не всегда сразу. Потому что некоторые фестивали тоже ревниво и капризно относятся к интернету. И то, что висит на Youtube, не принимают на конкурс. Но это капризы чиновников и бизнесменов. Погоня за пафосом.

    А вас самого не задевает бесконтрольное распространение произведений, без отчислений автору…

    Иван Максимов: - Отчисления ко мне по-любому никакие не пойдут, потому что никто ничего не покупает. Покупателей авторских мультфильмов - нет. Мы все живем за счет министерства культуры, это же очевидно! И это правильно. Искусство должно быть бесплатным и создаваться за государственный счет. Ну, или за счет телеканалов, которые, зарабатывая на рекламе, вкладывают деньги в создание произведений искусства. Такие каналы есть во Франции, Германии, Англии.

    Вам приходится участвовать в коммерческих проектах?

    Иван Максимов: - Да, я являюсь художественным руководителем сериала "Везуха!". Который тоже не очень для детей… ну то есть для детей пограничного возраста, почти тинэйджеров, от 10 лет. Ну и для взрослых тоже, потому что сериал про семью. Он сейчас довольно успешен, его по телевидению крутили, и в интернете можно увидеть почти все эпизоды.

    Вы внутренне разделяете работу в авторских и коммерческих проектах? Тут - искусство, а здесь я делаю, как продюсер хочет.

    Иван Максимов: - "Везуха!" началась с хорошего вкуса продюсера, который не делает что попало ради денег. Он нацелен не жертвовать качеством. Начинали рисовать хорошие художники, поэтому с картинкой там все отлично - не попса, а культурное изображение. Работают в основном мои ученики и режиссеры моего поколения, которым я доверяю.

    Прогресс, остановись!

    Насколько ваши ученики востребованы, удается ли им себя реализовать?

    Иван Максимов: - На мой взгляд, они очень успешны. Саша Шадрина сейчас, к сожалению, занята детьми и только помогает мне фоны рисовать. Но зато ее муж, тоже мой ученик, отдувается за двоих. Остальные тоже заняты по полной программе, постоянно получают призы каких-то фестивалей.

    Они вам наследуют?

    Иван Максимов: - Да, и меня это радует. Это раздражает кинокритиков, которые хотят, чтобы все время появлялось что-то новое, чтобы шел прогресс, прогресс… А я не люблю нового, я люблю, чтобы достигнутые вершины холились и лелеялись, чтобы раз найденные стили и жанры углублялись.

    И не тянет что-нибудь еще "открыть"? Поэкспериментировать с техниками, скажем.

    Иван Максимов: - Нет, я не люблю так - поматросил и бросил. Вот я организовал свой "дом" и в нем живу. Могу его совершенствовать и надстраивать. Но не бросать и переселяться в другой - иначе это предательство по отношению к зрителю. В той нише, которую они полюбили, больше никто не работает. К тому же я все равно не смогу далеко прыгнуть "в сторону", у меня неизбежно выйдет что-то более или менее близкое. А если прыгать далеко, нет уверенности, что получится хорошо: какие-то вещи я не вполне освоил. В своей же нише я уверен, мои возможности соответствуют моим вкусовым предпочтениям. У меня нет настолько большого желания выпендриться… ну то есть, вообще говоря, это не мое. Поэтому просто делаю то, что умею. Такой у меня как бы крест. Критики странные: я, значит, не должен снимать в своем стиле, потому что должен неизвестно куда развиваться, а ученики - потому, что якобы обязаны нечто самостоятельно изобрести. Все на свете уже так давно придумано!..

    Ладно, революций не будет. Но эволюция-то творческая происходит, как бы вы ее охарактеризовали?

    Иван Максимов: - Моя эволюция произошла, когда я перешел к лирике от холодного развлекательного кино. Развлекательного не в смысле буффонады, а в смысле развлечения для эстетов. Мои первые фильмы, "Болеро" и "5/4", - "холодные". Мне очень нравилось их делать. Они успешны и мне хочется к этому вернуться, но меня вот тянет в "теплое" кино. Какие-то внутренние потребности не дают снимать чисто эстетские мультфильмы.

    В последней работе - "Длинный мост в нужную сторону" - вы еще и фабулу выстроили неожиданно четкую…

    Иван Максимов: - Дело в том, что мне не приходилось выбирать. В последние годы у меня идет в лучшем случае один проект в год. А то и не одного. И когда я год делаю один фильм, мне некогда придумывать следующий. Не могу расслабиться и сочинить что-нибудь "в стол". Из-за этого я и подал тогда в минкультуры заявку с единственной идеей, которая оказалась под рукой, со старой темой: "Герой жертвует мечтой ради спасения кого-то другого". У меня уже была притча "Туннелирование" о лягушке, сбившей масло. Летом я закончу очередной фильм - тоже сюжетную сказку без ярко выраженной морали - и не буду сразу подавать следующую заявку, а месяц поразмыслю, что дальше делать (потом в министерстве еще не меньше полугода мою заявку будут оформлять и рассматривать, так что вреся высвободится). Скорее всего, возьмусь за нечто холодное типа "5/4". В авторской анимации важен не столько сюжет, сколько гармония изображения и звука… Параллельно я занимаюсь новой компьютерной игрой.

    Что за игра?

    Иван Максимов: - Лет десять назад мы выпустили квест "Полная труба", теперь делаем что-то подобное. Мне интересно. По идее, я должен буду и какие-то дивиденды получить, но с культовой "Полной трубы" ничего такого не было. Из-за маленького тиража: спонсор, компания "1С", думал, что спроса не будет.

    Мир минус гаджеты

    Чего вы в свои фильмы никогда не допустите?

    Иван Максимов: - Так же, как я не люблю рыбалку, автомобили, оружие и драки, - я не люблю и агрессию в целом. Обобщенно говоря, никогда не буду делать кино агрессивное и про современность. Потому что меня современность не устраивает. Я не люблю этот прогресс со всеми его гаджетами. Они мне портят всю картину мира. Я люблю природу, поэтому новые работы в любом случае будут либо про природу, либо такие абстрактные, как "5/4" и "Болеро" - когда непонятно, где и что происходит. Там не мог возникнуть автомобиль или телевизор.

    Откуда там возникли ваши фантастические герои?

    Иван Максимов: - Они там живут, в таком мире. Во всех моих мультфильмах изображен более или менее один гармоничный мир. В котором я хотел бы жить.

    Поэтому в нем так мало людей?

    Иван Максимов: - Ну да. Когда Земля была в нормальном состоянии, где-то было много людей, а где-то вообще никого. А в среднем - мало. Теперь же абсолютно очевидно, что людей на планете раз в тысячу больше, чем надо. По-моему, это бросается в глаза.

    Как вы относитесь к негативным отзывам о своих работах?

    Иван Максимов: - Я же и положительные получаю. Поэтому терплю… Понятно, что мои фильмы не для всех, а для 10 процентов "анимационной" аудитории. Всем угодить нельзя. Другое дело, что некоторые фильмы мне самому не нравятся. Которые не получились. Тогда я недоволен оттого, что вышла такая фигня. Слабыми были, например, "N+2", "Либидо Бенджамина", "Потоп"… Паша Карманов сделал хорошую музыку, а у меня фантазии не хватило, чтобы выйти на достойный уровень.

    Работая над фильмом, вы представляете своего условного зрителя? Он из нашего мира?

    Иван Максимов: - Да, из нашего. Но у него вкус как минимум как у меня.

    Но вы сказали, что ваши произведения рассчитаны на людей от 10 лет. Откуда у третьеклассника такой вкус?

    Иван Максимов: - Десятилетние нетребовательны, поэтому о младшем зрителе я думаю только в том плане, что должно быть не скучно и желательно понятно. А остальным предназначены изыски.

    Вашим детям нравились папины фильмы?

    Иван Максимов: - Они так не говорили, но - наверное, да… Я особенно не спрашивал. Для меня это было неважно. Для меня нет непререкаемых авторитетов.

    Приходя в режиссуру, вы мечтали об участии в фестивалях, призах, славе? (По первому образованию Максимов - физик, работал в Институте космических исследований в отделе радиоастрономии, в годы перестройки поступил на Высшие режиссерские курсы. - "РГ")

    Иван Максимов: - Конечно. Мне много чего хотелось, но внезапно открылось так много опций, что я обо всех них сразу не думал. Я угодил в элиту советского кинематографа: Дом кино, Рязанов, Ролан Быков, Эмиль Лотяну, Грамматиков… Люди, которых ты видел на экране, тебе преподают, здороваются. На фоне этой эйфории частности малозначительны.

    Стало модным составлять разные списки лучших произведений искусства. Год назад появилась "золотая сотня" отечественных мультфильмов (туда вошло три работы Максимова - "5/4" (1989), "Болеро" (1992) и "Ветер вдоль берега" (2003). - "РГ"), недавно предложили отобрать 50 для показа в начальной школе…

    Иван Максимов: - Попадание в такие перечни - честь для меня, хотя кто их составляет - вопрос открытый. Сто фильмов - мало. Мне кажется, до пятого класса нормальные мультики должны показывать в школе минимум дважды в неделю. Как полноценный урок. А ближе к старшим классам постепенно вводить вместо них игровое и документальное кино. Это и воспитание "халявное", над которым уже никому не нужно специально корпеть, и развитие у детей вкуса и культуры.

    Поделиться