Волгоградского ученого близкие оставили в доме престарелых

"Казачьи сказки" под редакцией Владимира Когитина - довольно популярный в интернете товар. Аудиокнига, озвученная Львом Дуровым, Еленой Кореневой, Ириной Пономаревой, Ольгой Васильевой и другими известными артистами, стоит около 800 рублей. В то же время составитель и редактор этого сборника, известный волгоградский ученый-этнограф и историк, собиратель фольклора Донского края, Владимир Когитин умирает в одиночестве в доме престарелых. Единственные, кто его поддерживает, группа его учеников.

Владимир Когитин - ученый-этнограф, кандидат исторических наук, писатель. Расцвет его научной работы пришелся на 80-е годы. Помимо "Казачьих сказок", известны его сборники "Донские казачьи сказки", "Медное колечко", "Сказки-пересказки", монография "Русские люди Волжского Понизовья".

- Владимир Когитин был потрясающим преподавателем, талантливым, неординарным, - рассказывает его бывшая студентка Людмила Глухова. - Он читал у нас курс этнографии всего год, но впечатление произвел очень яркое. После его занятий студенческие посиделки превращались в тематические вечеринки. Владимир Викторович изучал быт донского казачества, собирал фольклор. Его усилиями в Волгоградском госуниверситете был создан этнографический музей. Лишь недавно мы с удивлением узнали, что сейчас этого музея в университете нет.

Интересоваться судьбой блестящего некогда историка и этнографа, потеряв его из виду, несколько лет назад начала его бывшая студентка, а сейчас - учитель истории и обществознания, завуч волгоградской школы № 81 Наталья Ракитина. Университетское начальство сообщило, что Когитин, "наверное, умер". Однако дальнейшие поиски вывели Ракитину на однокурсницу Светлану Чижегову, которая и рассказала о горькой судьбе их преподавателя. Несколько лет назад Владимира Когитина разбил инсульт. Ухаживала за ним старушка-мать, да соседка приносила продукты. Когда однажды Когитины перестали открывать дверь, сердобольная соседка сообщила, что из их квартиры пахнет газом. Специальные службы дверь вскрыли. Оказалось, что мама Владимира Викторовича умерла. А сам он несколько дней пролежал без пищи и воды. Его отправили в одну из городских больниц.

- Когда со мной на связь вышла Светлана Чижегова, к этому времени она навещала его в больнице уже около года, - рассказывает Наталья Ракитина. - Было совершенно очевидно, что оставаться в медучреждении до бесконечности он не может, надо как-то решать его судьбу. И мы стали добиваться его перевода в дом престарелых, причем именно в Волгограде, чтобы мы смогли навещать нашего учителя. Параллельно женщины стали разыскивать родных Владимира Викторовича. Выяснилось, что с первой женой он развелся. Вторая, гражданская, до сих пор работает в университете, но слышать о Когитине ничего не хочет. Семейная жизнь не удалась. Есть сын от первого брака, Тимур, названный так в честь знаменитого среднеазиатского завоевателя. Его получилось найти, однажды он даже приехал навестить отца. Владимир Викторович, глядя на него, улыбался и плакал. Больше Тимур не появлялся.

- Есть еще дочь от второго брака, но, мы предполагаем, она не знает, где и в каком состоянии находится ее отец, - говорит Наталья Ракитина.

Сейчас состояние Когитина тяжелое, но стабильное. Оптимистичных прогнозов врачи не делают - в успешном лечении инсульта решающее значение играют первые часы после удара, а Владимир Викторович слишком долго был без квалифицированной медицинской помощи. В последнее время у него понемногу возвращается речь, он говорит "да", "нет", отдельные слоги - и это уже успех, общаться стало проще. Но о полном восстановлении речь не идет. А кому нужен парализованный старик? Вот и получается, что Владимира Когитина при живой родне морально поддерживают только его бывшие студенты.

- Это небывалый случай в моей практике, - говорит замдиректора по медицинской работе Волгоградского дома-интерната для престарелых и инвалидов Константин Чайкин. - В нашем учреждении проживают 575 клиентов, и по опыту своей работы могу сказать, что если их кто-то и поддерживает, то это супруги, дети или родители. Питанием, лекарствами, уходом наши клиенты обеспечены. Но этого мало. Не меньше, чем в еде и медобслуживании, они нуждаются в душевной поддержке, а ее могут дать только близкие люди.

- Проблема одиноких стариков - это проблема не только России, а всех развитых стран, индустриального и постиндустриального общества, в котором, если выражаться по-научному, происходит процесс нуклеаризации семьи, то есть уходит в прошлое большая патриархальная семья, в которой жили несколько поколений взрослых, а ей на смену приходит семья, члены которой - супруги и их несовершеннолетние дети, - социолог, доцент кафедры философии и социологии волгоградского филиала РАНХиГС Надежда Коваленко. - Это объективный процесс, противостоять которому невозможно. Единственный выход, на мой взгляд, - это пытаться сделать жизнь одиноких пожилых людей более достойной, создавать дома престарелых по типу европейских, но пока что эта идея утопична, а жизнь пожилых людей, а зачастую и их родственников, - кошмарна. И я бы не спешила осуждать тех, кто устраивает старых больных людей в социальные стационары.

Бывшие студенты навещают Владимира Когитина, привозят гостинцы. В конце февраля подарили ему телевизор. Для человека, прикованного к постели, это чуть ли не единственная связь с внешним миром. Наталья Ракитина создала группы поддержки Когитина в соцсетях. Выходят на связь другие его бывшие студенты, помогают, кто деньгами, кто добрым словом, кто профессиональной консультацией.

Помимо прочего, Наталья пытается добиться восстановления авторских прав своего учителя - книги Когитина успешно продаются в интернете, но никаких отчислений он не получает.

Комментарий  

Зинаида Мержоева, заместитель министра социальной защиты населения Волгоградской области:

- Вызывает уважение и признательность забота студентов Владимира Викторовича, которые поддерживают своего учителя, в тот момент, когда от него отвернулись родные. К сожалению, сейчас в нашем обществе идет духовное вырождение, такие моральные качества, как сострадание, забота, долг, чувство стыда за свои поступки, встречаются все реже. Стали распространены явления, когда в силу возраста или медицинских показаний человек становится обузой для своих родственников, и от него пытаются избавиться, мы видим это по отношению как к детям, так и к пожилым людям. Для детей, попавших в социальные учреждения, как это не было грустно и страшно, появляется шанс при помощи специалистов обрести будущее, раскрыть свои возможности. А пожилые люди, прожив активную жизнь, попадая в условия дома-интерната, осознают, что их жизнь подходит к концу. Для них это большая психологическая травма, и именно в этот момент они особо нуждаются в поддержке неравнодушных людей. Чтобы создать более комфортные условия для одиноких пожилых людей, минимизировать психологические травмы, в Волгоградской области развивается новая форма социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов - социальная семья. По сути, это приемная семья, которая "работает" по такому же принципу, как и приемные семьи для детей. Социальная семья позволяет пожилым людям получать должный уход и заботу, находясь в своем окружении, в социуме, в котором они привыкли жить.