- Туризм в Югре стал полноценной отраслью экономики, - констатирует Евгений Платонов, директор окружного департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики. - За последние годы у нас создана нормативная база, появилась концепция внутреннего и въездного туризма, работают программы его развития, предусмотрены льготы для предпринимателей, создающих гостиницы.
По словам Платонова, сегодня, приезжая на любую территорию автономии, путешественник может получить приличный объем услуг. Причем турпродукт предлагается комплексный, включающий все от трансфера и поселения в гостиницу до экскурсий, поездок на стойбища, демонстрации культурных возможностей. В отрасли уже занято 25 тысяч человек.
Активно развивается этнографический туризм. Десять национальных общин избрали основой своей деятельности это направление. Уже не только главы семейств, но и их дети изучают литературу по созданию бизнеса, участвуют в конкурсах на грантовую поддержку. За гостиницами, туроператорами подтянулись и промыслы. Еще пять лет назад сувениры в округе были редки и неказисты, сегодня выбор богатый. Причем китайских поделок приезжим не предложат - продают работы местных промышленников и мастеров-ремесленников.
Доходность отрасли тоже впечатляет: 1,5 миллиарда рублей заработали за два последних года гостиницы, более 500 миллионов принесли услуги туркомпаний. В 2012-м округ посетило 450 тысяч человек, из них 16 тысяч иностранцев.
Однако, к примеру, Архангельская область принимает за год 3,5 миллиона туристов. Да и в Югре планировали принимать по 500 тысяч человек в год еще в 2008 году. Сегодня уже называют цифру в 1,5 миллиона - это минимум, необходимый, чтобы этот вид деятельности вносил ощутимый вклад в экономику. Однако дороговизна услуг мешает наращивать количество туристов.
- Да, пока турфирмы берут ценой, а не количеством. Скажем, в летнее время поездка на стойбище обойдется семье в 4-5 тысяч рублей. Катание на оленях стоит 200 рублей за круг, а сбор ягод - 200 рублей в час. Ясно, что экономически эти цены не обоснованы, - подтверждает Платонов.
На запросы турбизнеса накладывается транспортная составляющая: она велика, ведь во многие уголки округа невозможно добраться железной дорогой. Авиасообщение не всем по карману, вот и выходит, что воспользоваться большинством предложений могут только обеспеченные россияне или те, кому путевки предоставляют на льготных условиях. Ну и, конечно, иностранцы - на них, видимо, многие и делают расчет.
В департаменте считают: ситуацию надо менять. Для этого планируют провести переговоры с авиакомпаниями. Пока те ориентируются на событийный и конгрессный туризм. И не удивительно: одни состязания по биатлону привлекают в округ около 50 тысяч человек. Фанаты и командированные по поводу цен на билеты особо не переживают. А вот этнографические туры приобрели за весь минувший год лишь десять тысяч человек. Потенциал же здесь приличный.
Хотели бы югорчане посоревноваться с другими регионами страны и в организации рыбалки, охоты. Эти ресурсы пока не оценены, поскольку нет и учета таких приезжих. А вовлечь их в общую систему организованного туризма необходимо хотя бы в целях безопасности. В прошлом году было несколько несчастных случаев с "дикими" отдыхающими. Один, например, погиб из-за сердечного приступа, потому что медики просто не знали, как к нему добраться - позвонившие не смогли объяснить, где именно они находятся. По этой проблеме буквально на днях пройдет большая конференция в Березово, куда, помимо туроператоров, приглашены органы власти, МЧС, МВД и другие структуры, занимающиеся обеспечением безопасности.
Между тем
Около 200 миллионов рублей выделяет департамент несырьевого сектора экономики на грантовую поддержку малого бизнеса, в том числе занимающегося туризмом. Количество желающих побороться за нее с каждым годом растет. В ушедшем году, например, в конкурсе участвовало более 50 разных по масштабу компаний. Но полученной суммы не всем хватило на реализацию задуманного, поэтому нынче в департаменте намерены сократить число номинаций, увеличив при этом размер помощи.