20.03.2013 23:10
    Поделиться

    Эксперты рассказали об изменениях в правилах досмотра в аэропортах

    Собеседники "РГ" - замдиректора по контролю и оперативному управлению Департамента управления авиабезопасностью "Аэрофлота" Юрий Приходько и начальник службы управленческого и технологического обеспечения ЗАО "АэроМАШ-АБ" Виталий Ищенко.

    - Правда ли, что пассажиры в обуви на низких каблуках и без ремней смогут избежать многих формальностей при досмотре?

    Виталий Ищенко: Если высота каблука не больше 2,5 см, а подошва не более 1 см, ширина ремня не более 4 см, а его толщина - до 0,5 см, то их снятие необязательно при досмотре.

    - Ваши сотрудники на самом деле будут с линейкой замерять наши каблуки и ремни?

    Виталий Ищенко: С линейкой в руках - нет. Сотрудники службы авиационной безопасности размеры определяют визуально. Такой порядок введен в апреле прошлого года. Однако окончательное решение - снимать ли обувь и ремень - все-таки за нашим сотрудником.

    - А если я специально выбрал обувь на тонкой подошве? Имею право в таком случае ответить отказом на требование разуться?

    Виталий Ищенко: Нет, в любом случае вы обязаны выполнять требования сотрудников службы авиационной безопасности. Дело не только в ваших ботинках - вы своим поведением либо по каким-то иным признакам можете вызвать подозрения у специалистов.

    - Это профайлинг? Израильские технологии: эксперт задает вопросы и по микровыражениям собеседника выявляет опасных субъектов?

    Виталий Ищенко: Приведу выдержку из документа: в ходе предполетного досмотра рекомендуется обращать внимание на такие особенности поведения пассажиров, как повышенная нервозность, обеспокоенность, суетливость. С такими пассажирами будет проведен психологический опрос - для определения степени их потенциальной опасности. Вы можете и не понять, что с вами проводят психологический опрос. Воспримите его как беседу по уточнению формальностей.

    - А американцы ослабили контроль: с 25 апреля в США разрешат проносить на борт ножи с лезвиями до 6 см, лыжные палки, бильярдные кии и хоккейные клюшки. Правда, их Союз бортпроводников, объединяющий 90 тыс. человек, назвал это решение недальновидным.

    Виталий Ищенко: Ослабили - это смотря с чем сравнивать. С тем, что у них было после атаки 11 сентября 2001 года - да. А в целом многие предметы, которые после терактов было запрещено проносить на борт самолета, у них по-прежнему под запретом.

    У нас разрешены к перевозке в ручной клади маникюрные ножницы, складные и перочинные ножи с лезвием менее 6 см. Все остальное - в багаж.

    - Не может так случиться: я вылетаю из Шереметьево рейсом "Аэрофлота", и мне разрешат провезти перочинный нож. Но где-нибудь в другом аэропорту у меня его заберут?

    Юрий Приходько: Такое может быть в пункте трансфера третьей страны с которой авиационные власти РФ не имеют соглашения о признании эквивалентности применяемых мер безопасности. На российской территории действуют единые требования по запрещенным предметам к перевозке в салоне воздушного судна.

    - С жидкостями есть новации?

    Виталий Ищенко: Никаких изменений: не больше 100 мл в ручной клади

    - Непонятная ситуация с зажигалками: где-то они под запретом, где-то - разрешены. Скажем, в Индии у транзитников отбирают зажигалки, а затем персонал за 10 рупий дает прикурить. Где безопасность, а где коммерция?

    Юрий Приходько: Ситуацию в индийских аэропортах мы не можем комментировать. У нас пассажир имеет право провезти при себе одну одноразовую зажигалку. Баллоны с газом для их заправки и бензиновые зажигалки запрещены. И в багаж их тоже нельзя сдавать.

    - Ходят слухи, что у пассажиров будут забирать на время полета пакеты со спиртным из магазинов Duty free и отдавать по прилете.

    Юрий Приходько: Нет, никто не забирает у пассажиров купленное в Duty free спиртное. Но есть требования: товар должен весь полет находиться в запечатанном прозрачном пакете, с чеком внутри. Раскрывать пакет на борту нельзя. Распитие принесенного на борт спиртного строго запрещено.

    - Но не всех это останавливает. Большой резонанс получили дебоши на борту, причем, их участники доказывают, что не они зачинщики - их втянули в драку. Дайте совет: как вести себя в конфликтной ситуации на борту.

    Виталий Ищенко: Я как бывший командир воздушного судна скажу, что действовать нужно в соответствии с рекомендациями, которые дают члены экипажа и бортпроводники. Если вы самостоятельно ввяжетесь в ситуацию, то это может привести к более тяжелым последствиям. Членов экипажа специально обучают, как действовать в таких ситуациях.

    - Вокруг меня машут кулаками - а я просто сижу в своем кресле, ни во что не вмешиваюсь?

    Виталий Ищенко: Да, если экипаж вас не попросит о помощи.

    Юрий Приходько: И все зависит от этапа конфликта. Если это происходит на земле, то вызывается полиция, виновника снимают с самолета. В полете беспокойного пассажира сначала устно предупреждают о недопустимости распития, курения и т.д. Потом следует письменное предупреждение, и по прилету, если он продолжает нарушать, его передают местным правоохранительным органам. Если же дело доходит до драки на высоте, то это уже критическая ситуация. Да, дебошира как-то надо утихомирить, и если сил бортпроводников не хватает, то с согласия экипажа возможно участие и помощь пассажиров. Но важно не усложнить ситуацию, не спровоцировать массовую драку.

    Виталий Ищенко: И помните, что драка не начинается неожиданно. Если ты стал свидетелем назревания конфликта - стоит сообщить об этом бортпроводнику. Возможно, удастся погасить конфликт на ранней стадии.

    - В США пассажирские лайнеры сопровождают "маршалы". У нас такие будут?

    Юрий Приходько: В 70-е годы на пассажирских рейсах летали вооруженные сотрудники милиции в штатском. К сожалению, тот опыт, с моей точки зрения, был отрицательным. Сопровождением рейсов повышенного риска, депортируемых пассажиров в настоящее время в авиакомпании занимаются сотрудники авиационной безопасности. Вопрос не простой - надо взвесить все "за" и "против", учесть предложения авиакомпаний и принять решение на уровне Минтранса.

    - В будущем нас ждут ужесточения или послабления в режиме досмотра в аэропортах?

    Юрий Приходько: Мы - практики. Но могу предположить, что ничто не стоит на месте, видимо, новые разработки уже на подходе. Все направлено на то, чтобы быстрее определять уровень угрозы: пассажиропоток растет, время на досмотр должно быть самое минимальное. Конечно, не в ущерб качеству.

    Виталий Ищенко: Это зависит от очень многих факторов: от технического развития оборудования для досмотра, обстановки в мире. Могу отметить, что с развитием научно-технического прогресса качество досмотра улучшается, а следовательно - и ваша личная безопасность.

    Поделиться