На форуме в Витебске оценили ход реализации союзных программ

Депутаты союзного парламента на встрече в Витебске обсудили многие актуальные вопросы, связанные с бюджетом и ходом реализации союзных программ.

Пожалуй, одна из самых известных и перспективных программ Союзного государства - "БелРосТрансген". Ее поддерживают в Министерстве образования и науки России, в Национальной академии наук Беларуси, в министерствах здравоохранения двух стран. Программа связана с получением лактоферрина - многофункционального белка человека, обладающего мощным антибактериальным и противовирусным действием.

Продукты функционального питания, полученные на его основе, помогут детям расти здоровыми, противостоять различным инфекциям. В проект, который длится на протяжении десятилетия, уже вложено более 20 миллионов долларов. За это время белорусские и российские ученые научились получать лактоферрин из молока трансгенных коз. Сейчас рассматривается возможность использования лактоферрина в фарминдустрии.

Это не только вопрос престижа. Емкость мирового рынка для подобных продуктов составляет порядка 6 миллиардов долларов.

Поэтому, по мнению Игоря Гольдмана, директора российского Трансгенбанка, автора и участника программы "БелРосТрансген", продолжение исследований и внедрение их результатов в производство должно принести ощутимый экономический эффект:

- Очередная союзная программа в этой сфере называется "БелРосФарм". В Витебске обсуждается проект ее концепции. Самое дорогое в работе - клинические испытания. Для их проведения требуется миллиард российских рублей. К тому же препарат необходимо сертифицировать в Евросоюзе и США. Без привлечения зарубежных специалистов не обойтись. Но программа Союзного государства не предусматривает оплату их труда. Это одна из сложностей.

Многие союзные программы при сравнительно небольших затратах дают солидные результаты. Вопрос их практической реализации, внедрения в производство, очень важен. Для этого, считает Виктор Косоуров, председатель Комиссии Парламентского собрания по экономической политике, нужно пересмотреть методику формирования союзных программ:

- Беда в том, что на их согласование уходит от полутора до трех лет. Для этого есть объективные причины. Но ведь бюрократические проволочки низводят на нет любую самую хорошую и прорывную идею. На наш взгляд, от заявки до старта программы должно проходить не более 6 месяцев.

Владимир Никитин, заместитель ответственного секретаря Парламентского собрания Союза Беларуси и России, согласен с этой точкой зрения:

- Необходимо убрать тормоза в процессе подготовки союзного бюджета, согласования финансирования программ и мероприятий Союзного государства. В новый проект бюджета мы пытаемся ввести понятие "союзного проекта". До сих пор этого не было. Такой проект может быть реализован без денег союзного бюджета, но при организационном и административном участии союзных органов. Подобный подход должен оживить в том числе и межрегиональное сотрудничество.

Для Витебщины, граничащей с Россией, это особенно актуально. Из всего внешнеторгового оборота со странами СНГ 96 процентов приходится на партнера по Союзному государству. В 2012-м внешнеторговый оборот Придвинья с Россией составил порядка 5,5 миллиарда долларов. По сравнению с годом предыдущим он вырос более чем на 20 процентов. Больше всего экспортных поставок идет в Москву, Санкт-Петербург, Московскую и Смоленскую области. Туда везут мясо, молоко, пластмассы, полиэтилен, текстиль, нефтепродукты. Хорошие связи налажены с Ленинградской, Псковской, Нижегородской, Омской, Свердловской областями и Татарстаном. Солидные товаропроводящие и дилерские сети в России есть у таких витебских предприятий, как "Белвест", "Витебские ковры", "Витязь", "Фортекс", "Полимерконструкция", "Альянс-пласт", "Марко". К слову, руководитель обувного предприятия "Марко" Николай Мартынов - член Комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по экономической политике. Своими наблюдениями он также поделился с корреспондентом "СОЮЗа":

- Есть коллизии, затрудняющие работу белорусского бизнеса в России и наоборот. Нужно совершенствовать механизмы на уровне "бизнес - бизнес", "бизнес - государство". Мы, парламентарии, стараемся создать для этого законодательную базу.

Чтобы вывести сотрудничество на новый уровень, рекомендовано сконцентрировать внимание на инновационных проектах. Еще одно предложение - предусмотреть в союзном бюджете расходы на выставочно-ярмарочную деятельность. А также создать в регионах информационно-аналитические центры, которые помогли бы наладить трансграничные контакты.