20.03.2013 23:50
    Поделиться

    Яков Миркин: Нужна принципиально новая политика ЦБ

    Экономика - отличное место для гадания. Тех, кто всегда ошибается, называют аналитиками или даже прогнозистами. Их стоило бы заставить заключать пари на свои предсказания, тогда, может быть, поубавилось бы число тех, кто каждый час обрушивает на нас дождь из своих догадок и фантазий.

    Заключил бы и я пари на то, что случится, а что нет с Банком России в ближайшие три-четыре года.

    Пари, которое я хотел бы выиграть

    Целью политики ЦБ и минфина (без него нельзя) станет "финансовое развитие". Это не только монетизация и лучшее насыщение экономики кредитами. Но еще и политика низкого (может быть, и временно негативного) процента, сокращения разрыва между реальным и номинальным эффективным курсом рубля (его осторожное ослабление), оптимизации валютных резервов, нормализации счета капитала. Стимулирование более сложной финансовой структуры (снижение доли банков в финансовых активах хотя бы до 70-80 процентов).

    С накопленными проблемами не справиться легкими коррекциями. Это значит, придется осторожно использовать элементы так называемой "репрессированной финансовой системы", не переходя границы рыночности. Неприятно, но неизбежно расширение административного вмешательства ЦБ ("потолки", лимиты, границы, нормативы).

    О чем идет речь? О "мультитаргетировании" по всем направлениям (не только инфляция и валютный курс, но и денежная масса, насыщенность кредитами, процент, валютные резервы). Об элементах рационирования кредита под низкий процент и под рефинансирование от ЦБ. О квазирыночных ограничениях на счет капитала. О "временном" административном регулировании ключевых процентных ставок с целью их снижения.

    Но и этого недостаточно. ЦБ, понятно, один в поле не воин. Финансовое развитие - это снижение налогов (фискальный пресс - сверхвысок), налоговое стимулирование "длинных денег" и прямых инвестиций (этих стимулов нет или они выборочны, только для крупнейших проектов), рост нормы накопления (хотя бы до 25-27 процентов), диверсификация собственности в пользу среднего класса (до 15-20 процентов акционерных капиталов), разгосударствление (сегодня не менее 50 процентов экономики у государства), появление личных пенсионных счетов и других новых классов инвесторов. Десятки других мер для перехода в "финансовое усиление". Мер не запретительных, а стимулирующих.

    Пари, которое я хотел бы проиграть

    Не произойдет резких движений, не начнется ярких реформ. ЦБ останется преимущественно техническим ведомством, главная задача которого - не доставлять беспокойства и не мешать работать. Он не станет "активистом" и утихнут разговоры о том, что пора бы нашим центральным банкирам, как на Западе, стимулировать длинный рост, модернизацию, финансовое развитие России. И отвечать за это вместе с правительством, не забывая, конечно, об инфляции и валютном курсе. Но зато ЦБ станет мегарегулятором. Много новой технической работы, будет, чем заняться в ближайшие 3-4 года. Следуя курсом G-20, резко вырастут регулятивные издержки.

    Не случится снижения инфляции до 2-3 процентов. Обратное - только если из Кремля будет отдана команда "зажать" рост тарифов и цен, регулируемых государством. И еще если начнется внятная антимонопольная борьба с олигополиями и картелями, явными и скрытыми, на всех видах рынков.

    Банковский процент не снизится до 3-5 процентов. Банк России не будет продавать банкам деньги под 1-2 процента. Отвергнет любые, даже малейшие, административные ограничения на процент и процентную маржу у банков. Как и раньше, бюджет будет тратить огромные средства на субсидирование процента, а бизнес плакаться, что нельзя жить при такой цене денег. При словах "ставка рефинансирования" все будут пожимать плечами и говорить, что она ничего не значит. И, значит, 7,5-8,5 процента такой "ставки" нам гарантированы.

    Никто в России не развяжет скрытую, тихую "валютную войну". Рубль не будет намеренно ослаблен. ЦБ будет спать спокойно при его колебаниях вокруг 30 рублей за доллар. Не сократится растущий, многолетний, уникальный разрыв между номинальным и реальным эффективным курсами рубля. Реальное, из года в год укрепление рубля к доллару и евро - это то, что делает высокотехнологичный экспорт из России сверхубыточным, а импорт "бус и огненной воды" вместо сырья - сверхприбыльным.

    Счет капитала будет обычным: "чистый вывоз" каждый год, офшоризация, уход нерезидентов за рубеж, перемещение рынков туда же. Россия не в моде. Если нерезиденты и вернутся, то для скоростной спекулятивной игры, чтобы быстро заработать. Или же в качестве точечных прямых инвесторов. Либеральный режим счета капитала будет тщательно поддерживаться. Иное, даже в свете новомодных увлечений на Западе мягкими, "рыночными" ограничениями счета капитала, не рассматривается.

    Дефицит кредитов экономике не будет преодолен. Эти кредиты будут расти, как и раньше, тихими шагами до 37-39 процентов ВВП (сейчас - 36 процентов). Зато долги населения будут убегать вперед, вслед за численностью микрофинансовых организаций. Пока это зона ростовщичества под 1000 процентов и ничем не гарантированных вкладов под 14 - 27 процентов. Увидим и пирамиды, и мыльные пузыри, но до системных рисков, ставящих под угрозу всю финансовую систему, еще далеко. Банков останется 750 - 800 (сегодня около 900). Финансовые институты, и не только банки, вымирают со скоростью 4-10 процентов в год.

    Скучный, технический сценарий. В нем жизнь не кипит. Он воспроизводит день за днем все ту же финансовую систему, сидящую, как на аппарате искусственного дыхания, на сырьевом экспорте и валютной выручке, разбухшей от высоких цен на нефть, газ и металлы.

    Я был бы счастлив проиграть это пари. И увидеть "другой" центральный банк. Так называемый "центральный банк развития", который ставит задачей не только ценовую, валютную, финансовую стабильность, но и экономический рост, увеличение финансовой глубины, переход к модернизации. У этого есть огромный международный опыт.

    Все известные случаи выхода из таких "искривленных" финансов, как в России - в осторожном интервенционизме, не нарушающем рыночности. Сам рынок не способен исправить накопленные дисбалансы. Уже двадцать лет он хорошо показывает это и просто молит о разумном вмешательстве.

    Бессмысленно искать оздоровление финансов, в которых все искажено, в том, чтобы потянуть за отдельную веревочку и ларчик откроется. Нельзя воздействовать на отдельный параметр (курс валюты, инфляция, размер денежной массы) и получить искомое. Нужна принципиально новая политика ЦБ. Только тогда пари будет проиграно, а российская экономика, к нашему общему счастью, станет крупной, сбалансированной финансовой машиной, готовой к рискам глобальных финансов. Машиной для длинных денег в модернизацию и ускоренный рост.

    Официально

    Вчера президент Владимир Путин представил кандидатуру Эльвиры Набиуллиной для назначения на должность председателя Центрального банка Российской Федерации после истечения срока полномочий действующего главы Центробанка Сергея Игнатьева 24 июня 2013 года.

    И вчера же в Госдуму поступило представление на назначение Эльвиры Набиуллиной на пост главы ЦБ, сообщил РИА Новости глава Управления ГД по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Юрий Шувалов.

    Поделиться