"РГ" выяснила, легко ли быть приемными родителями

Здесь никто не говорит: это наш ребенок, а это - приемный.

"Все они - свои", - улыбается Рита, хотя шестеро детей, живущих в этом доме, носят другие фамилии. В этой большой семье все стараются держаться вместе, и надеются на пополнение - многодетные родители планируют взять из детдома еще одну девочку. При этом и Рита, и Владимир работают, она - психолог в сельской школе, он - ведет кружок авиамоделирования, а дома строит самолет. Говорят, успеть можно все, главное - любить то, чем занимаешься.

Отдать нельзя, оставить

В гости к семье Мартиросян мы отправились с сотрудником отдела социальной защиты районной администрации. В селе Никольское - недалеко от Белгорода - быстро нашли их дом. Встретила сама хозяйка.

- Это вы о нас писать будете? Проходите и не спешите, дети в школу сегодня не пойдут, мы устроили выходной, - объявила Рита.

Из разных комнат на нас с любопытством смотрели удивительно похожие друг на друга лица.

Приемной семья Мартиросян стала очень давно. Переехали из Еревана, построили дом, оглянуться не успели, как два сына и дочери-двойняшки стали взрослыми. Сама Рита помнит этот момент очень хорошо и теперь рассказывает о нем с улыбкой.

- Я узнала, что в детском доме живут армянские дети - брат и сестра, - говорит она. - Для нас, армян, дети - это главное, даже после землетрясения в 1988 году ни один ребенок не попал в приют, а тут - сразу двое. Я тогда подумала: как же так? И решила забрать их. Взяли Илюшу с Лианорой в семью, а она говорит: у меня там подружка осталась - Даша. Забрали и Дашу.

Постепенно взяли еще троих мальчиков, двое из них - братья. Того, что в первое время с приемными детьми было непросто, супруги не скрывают.

- Бытовые проблемы не так страшны, - говорят они. - Самое важное - отучить детей бояться возвращения в интернат и научить доверять нам.

- Как-то я услышала разговор Лианоры с Илюшей, - вспоминает Рита. - Он баловался, а она тихонечко ему так говорит: "Ты веди себя хорошо, а то нас вернут в детдом". Тогда я им сказала прямо: будете вести себя плохо - в угол поставлю. Но никто вас ни в какой детский дом не вернет.

Обычная семья

Старший сын Риты и Владимира, Гурген, в детском коллективе главный. С малышней он общается по-доброму строго. Самого младшего - пятилетнего Сережку - ласково называет "клопиком" и признается, что решение родителей стать приемными воспринял легко.

- Они собрали всех нас на семейный совет, рассказали, что хотят взять детей, мы сразу согласились, я не знаю, как мой брат и сестры, а я подумал - ну, не мне же с этими детьми возиться, - говорит он.

- А теперь вот возится, - улыбается Рита. - Любит он их, просто ведет себя строго. Требует. Например, жалуется кто-то из мальчишек - обидели в школе, Гурген начинает выговаривать: "Ты что, девчонка? Ну-ка иди сюда, я тебя научу, как надо за себя постоять!" Дети слушают, он показывает им упражнения, повторяют. Мальчики хотят быть такими же сильными.

- Да они такие же, как мы, - говорит Гурген. - Родители учили нас быть открытыми, искренними, сейчас их воспитывают так же. В принципе, у нас обычная семья, - улыбается он.
Рита подтверждает его слова. Говорит, что у каждого здесь есть свои обязанности: навести порядок в комнате, сложить одежду в шкафу… Пока мама перечисляет все, Гурген кивает головой и улыбается:

- Она воспитывала нас так же!

- Зато когда я прихожу с работы, смотрю - везде чисто, мне ни посуду мыть не надо, ни убираться. Готовить, правда, приходится много, стирать, хлопот, конечно, хватает, - говорит она.

Наука воспитания

Если бы не работа, все время можно было бы посвятить семье. Рита - психолог в местной школе и пока уходить не хочет.

- Может, потом я и сделаю это, - не исключает она. - Но я очень люблю то, чем занимаюсь, и свой коллектив.

Дети пишут на тетрадях фамилию приемных родителей

Рита рассказывает о том, что могла бы стать успешным ученым, защитить диссертацию и не одну. Но когда появились дети, она свой выбор сделала.

- Мне тогда муж сказал: мне нужна жена, а не ученый, и теперь я думаю: вот она, моя диссертация, - показывает Рита на детей и добавляет: - Это - намного интереснее. К тому же, сейчас я читаю лекции начинающим приемным родителям, пытаюсь рассказать им о том, чего ни в одной книжке не напишут. Надеюсь, что помогаю им.

Учиться и учиться

Супруги Мартиросян уверены - надо дать детям хорошее образование.

- Наш второй сын программист, работает в Подмосковье, его считают очень хорошим специалистом. Профессию каждый в нашей семье выбирает сам, - рассказывает Рита.

- Я считаю так: если ты вырастил детей и тебе приходится выбирать профессию для них, то значит, грош цена твоему воспитанию, - добавляет глава семьи.

- Мы хорошо учимся, - говорит Даша и показывает стену в коридоре: - Вот, смотрите, сколько грамот!

Дашины на стене тоже есть. Родители говорят, что она старательная. Впрочем, и для остальных детей учеба - тоже приоритет.

- Интернета нет, - объявляет школьник Максим. Ученик он не обычный, занимается с преподавателем дистанционно, дома. - Для всех школу отменили, а для меня - никак нельзя, - улыбается он.

У Максима феноменальная память. Он прочитал отрывки из "Евгения Онегина" и "Сказки о царе Салтане".

- Запомнил, пока я учила наизусть, - рассказала Лиана.

- Но считает плохо, и таблицу умножения никак не выучим, - вздыхает их мама. - С виду он обычный мальчик, но в школе с детьми ему бы пришлось нелегко, поэтому и учится дома.

Одна на всех

- Но мы не заостряем внимание на болезни Максима, - говорит Владимир. - Стараемся, чтобы все дети чувствовали себя одинаково комфортно.

И может быть, поэтому школьники уже пишут на обложке тетради фамилию приемных родителей.

- Меня как-то одна учительница поздравила с усыновлением, - рассказывает Рита. - Она увидела, что на тетради подпись "Мартиросян". Жаль, но усыновить детей я не могу, тогда они лишатся права получить жилье. Мы обеспечить их квартирами не в состоянии.

Сами же дети уже выяснили, что поменять свои фамилии на родительскую они смогут после совершеннолетия, написав заявление, и теперь рассказывают об этом всем.

P. S.

В "Российской газете" прошла презентация фотоальбома "Россия без сирот" - совместного проекта издания и Уполномоченного по правам ребенка. В нем представлены 170 семей из всех регионов страны, которые взяли приемных детей. В их числе - семья Мартиросян.

Музыка их связала

В семье Мартиросян очень любят музыку. В их доме, помимо баяна, есть пианино, гитара. Когда мама подходит к инструменту, вокруг нее собирается вся семья. Потом Илья на баяне начинает играть известную всем "В траве сидел кузнечик…". Получается не так, как хотелось бы.

- Ты же раньше умел! - подбадривают сестры. Но мальчик продолжать отказывается.

- У нашего Илюши талант, - говорит Рита. - Будем возить его в город на занятия, тут учителя нет.

- А пока я буду твоим учителем, - поясняет Илье папа. - Ты будешь играть, а я - слушать.

Владимир мечтает купить детям электросинтезатор.

- Сейчас же есть такие инструменты, которые воспроизводят звуки очень качественно - даже люди с исключительным слухом не могут определить, на чем их сыграли, нам такой нужен, чтобы дети занимались, - говорит он.