20.03.2013 23:15
    Поделиться

    Приемная семья из пермского поселка Бымок воспитала 26 детей

    В приемной семье Окуловых из Кунгурского района покупают по 20 булок белого хлеба в день и по две пары спортивных кед в месяц. На обед готовят плов в 40-литровом казане. Родители считают, что другой семья и не может быть.

    Альбом на память

    Уполномоченный при президенте РФ по правам человека Павел Астахов и "Российская газета" выпустили фотоальбом "Россия без сирот", в который вошли "визитные карточки" 170 приемных семей со всей страны. В него попали и две пермские семьи. Афиногеновы из Красновишерского района растят троих своих детей и семерых приемных. У семьи Окуловых из Кунгурского района - четверо родных и сегодня - 12 приемных. В семье восемь внуков, из которых четверо - тоже приемные.

    В большой прихожей дома - две шеренги курточек и пальто, две батареи обуви: и сапог, и ботинок, и сандалий, и черных, и желтых, и малиновых с бантиком. Над умывальником - густой букет зубных щеток. В обычном доме можно было бы предположить, что хозяева эти щетки зачем-то коллекционируют. Но в доме Окуловых подобные "коллекции" собирают уже 13 лет - со времени появления в семье первых приемных детей. К вечеру на большом кухонном столе расположись коллекции блинов, которые напекли девочки. К ним полагается собрание начинок - на выбор варенье, сметана, шоколад. Из коллекции огромных кастрюль по тарелкам разошлись котлеты, на огромном блюде - коллекция сосисок, запеченных в тесте, рядом - грибы, соленья, овощи. Это Окуловы приглашают "на чай".

    - В нашем доме всегда было много детей, - рассказывает Светлана Окулова. - Когда наши дети учились, все племянники, все соседи были у нас: мы в деревне одними из первых купили музыкальный центр, DVD-проигрыватель. Игровая приставка была у ребят. Всегда был полный дом детей - мы и привыкли...

    Потом старшие дети выросли, окончили школу, из малышей в доме осталась одна трехлетняя Настя. Сегодня мама Светлана Окулова говорит, что именно благодаря дочке они и решились на этот шаг - взять приемных детей.

    - Мы Настю очень любили, и, чтобы ее не избаловать и помочь какому-то другому ребенку, решили взять его из приюта, - вспоминает Светлана. - Мне на глаза попалась газетная заметка о трех сиротах из Ульяновской области, и младшая из них, Ксюша - как раз ровесница нашей Насти. Страшно было принимать решение взять их - они городские, из другого региона. Мне все говорили: "С ума сошла! Запросятся дети обратно в Ульяновск, что будешь с ними делать?!"

    Так 13 лет назад трое ульяновских ребят - в возрасте трех, 13 и 16 лет - оказались в семье Окуловых. Единственный до сих пор сын подтрунивал над внезапно появившимся 13-летним братцем Антоном - городской мальчишка, печь топить не умеет! Со временем ребята породнились, а старшая сестра Катерина стала своей приемной матери еще и снохой. Сами став родителями, дети из этой семьи взяли в свой дом, по примеру отца и матери, двоих приемных детей. Светлана и Сергей Окуловы не сомневаются - они были правы 13 лет назад.

    От печки

    На кухне крутятся девчонки - допекают блины. Мальчишки топят печь: большой - 200 квадратных метров - одноэтажный дом зимой и в межсезонье требует много тепла. Баня тоже за мальчиками, ее топят каждый день. У детей все обязанности распределены: по очереди дежурят на кухне, у печки.

    - Когда девки обленятся, мы и приготовить можем, - стесняясь, хвастаются мальчишки. - Картошку пожарить, макароны сварить. А так в основном нам надо дров наколоть, дорожки от снега почистить, крышу...

    - Летом тяжелей, - напомнил парням, посмеиваясь в усы, Сергей Окулов. - Жара, а картошку надо окучивать: не охота как, правда? Они в этой бровке между рядками сидят - засыпают... Только крикну: "Идите купаться!" - глядь, а уже никого в огороде нет! Пруды-то рядом...

    Летом еще семья балуется пловом: готовят его на открытом огне в 40-литровом казане - чтобы побольше мяса, побольше лука, аромат на всю деревню.

    - Соседи проходят мимо, заглядывают к нам: ничего себе, семья садится обедать! А нас 15 человек! - говорят родители.

    За 13 лет приемная семья Окуловых уже "выпустила" 14 приемных детей: в 18 лет, закончив школу, они уезжают учиться в районный центр. Но тут же появляются другие. Увидели девочку в детском доме - пожалели, взяли. Потом оказалось, у нее сестра в приюте есть - забрали и сестру. Двух девочек из Екатеринбурга попросили взять на несколько дней на новогодние праздники - перед отправкой их в детский дом в соседнюю область. Девочки остались у Окуловых навсегда... "Так процесс и пошел", - говорят родители.

    - Когда в семье появляется новый ребенок, мы объясняем: вот у нас кухня, вот - кастрюли, остальное - ребята сами расскажут, - поясняет мама Светлана Окулова. - Через месяц ребенок втягивается. Начинают топить печку, баню. Летом - огород, теплица, надо полоть, поливать... Все нужно делать - это же своя семья. Раньше мы держали больше хозяйство: у нас было 20 телят, две коровы, свиньи. Практически все ребята сами делали. И пристрой к дому они выстроили. Всему научились - и топор в руках держать, и гайку завернуть.

    Сегодня у большой семьи Окуловых хозяйство поменьше: сто кур, 35 соток земли - и еще 25 возьмут по весне. Поросята, собаки, кошки и кролик.

    Счастье без героизма

    При этом Светлана Окулова работает директором в поселковом Доме культуры. Хотя она - агроном. Ей 48 лет. Дети, которых они с мужем принимают в семью, зачастую - из неблагополучных семей, у них есть родители, лишенные родительских прав.

    - Это пьющие семьи, - признает Светлана Окулова. - Вот Надя пришла к нам два года назад, увидела на кухне двойную раковину и спрашивает: "Что это у вас за два корыта?" Говорим: "Раковина, посуду мыть..." Она удивилась: "Как посуду мыть?" У них в доме не было водопровода, а была гора грязной посуды и один тазик - когда помоют, а когда грязную берут...

    Попадали в семью дети с психологическими проблемами, с проблемами в школе. Но ни от одного ребенка Окуловы не отказались. И ни за кого сейчас не стыдно. Все дети получают образование - заканчивают техникумы. Один окончил автотранспортный и сейчас учится в ПНИПУ. Другой - речное училище и работает в МЧС. Третий - в сельскохозяйственном техникуме. Кто-то из девочек учится в университетском колледже в Лысьве, одна будет фельдшером, другая - художником. Им всем по-прежнему помогают Окуловы. Дети называют их мамой и папой, и с жизненными проблемами они по-прежнему приходят в большой окуловский дом в поселке Бымок.

    - А сложнее всего нам было в самом начале, когда мы первых ребят привезли, - вспоминает Светлана Окулова. - Чего только от соседей не наслушались: "Вот, рабов себе привезли..." Я ревела, ночи не спала.

    Светлана Окулова говорит, что любить 26 детей, приходящих в семью в подростковом возрасте - это несложно. Нужно просто любить. И никакого героизма.

    - Разве мы плохо живем? - говорят Окуловы. - У нас трактор есть. Автобус купить - дороговато, но машину мы купили. Если есть руки и желание работать, накормить и напоить детей в деревне - не проблема! Чем больше детям мы поможем, тем меньше вероятность, что они попадут в плохую семью, начнут воровать... Если из тех детей, которые воспитывались в нашей семье, хотя бы некоторые станут счастливым - мы будем считать, что у нас все получилось.

    Дети в семье Окуловых сегодня мечтают, кем бы они хотели стать в жизни.

    - Я - учителем физкультуры, - говорит одна девочка.

    - А я хотела бы работать там, где много детей, - говорит другая.

    Девочкам по 16 лет.

    Справка "РГ"

    По состоянию на первое января 2013 года в Пермском крае 17146 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (год назад 17705). Из них 16091, или 94 процента, устроены в семьи. За 2012 год в Прикамье усыновлен 471 ребенок, в том числе 301 - гражданами РФ, 170 - иностранцами. На протяжении четырех лет край является лидером по усыновлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в 2009 году Прикамье было на втором месте среди субъектов РФ, в 2010-2011 годах - на первом, в 2012-м - на втором.

    комментарий

    Елена Шаравьева, начальник отдела опеки и попечительства минсоцразвития Пермского края по Кунгурскому району:

    - Раньше в поселении Бымок был крупный совхоз, и у людей была работа. А потом совхоз распался, и люди стали создавать приемные семьи. Семья Окуловых стала первой семьей опекунов на возмездной основе - насодержание каждого ребенка и в качестве вознаграждения они получают чуть более десяти тысяч рублей ежемесячно. Сегодня в поселении 16 приемных родителей, у них 46 детей. В Кунгуре и в Кунгурском районе в замещающих и опекунских семьях устроено 700 детей.

    К семье Окуловых мы можем обратиться с просьбой принять практически любого ребенка: к ним устраиваем подростков, ребят в возрасте 16-17 лет, с которыми бывает очень трудно.

    Пытаемся решать проблемы приемных детей в школе: в Бымке из 109 школьников 46 - это приемные детей в своих семьях. Учителя бывают готовы работать с ними по учебной программе, но не воспитывать. И когда они приходят в школу и попадают в 6-7 класс, обнаруживается педагогическая запущенность этих детей.

    Кстати

    В интернете работает портал mama.prm.ru в помощь родителям, желающим усыновить ребенка. Здесь размещается информация о детях, нуждающихся в семье. Потенциальные родители могут получить сведения о конкретном ребенке и увидеть его фотографии. Здесь же можно узнать, как оформить усыновление и опеку, и собрать необходимые документы. Конфиденциальную информацию о детях усыновители получают после обращения в органы опеки.

    Поделиться