В эксклюзивном интервью "РГ" Петреску рассказал о том, с какими чувствами принял предложение "Динамо", как часто он плачет и почему до сих пор не поработал главным тренером в своих любимых командах..
Мирча Луческу в "Шахтере", Доринел Мунтяну в "Мордовии", вы - в "Динамо". Еще два российских клуба интересуются наставником "Стяуа"Лауренцио Регекампфом. Популярность румынских специалистов, это совпадение или тенденция?
Дан Петреску: Не думаю, что это тенденция. Вообще, должен сказать, это потрясающе, что в таком сильном чемпионате, как российский, целых два румынских тренера.
Это большой плюс румынскому футболу. Но дело в том, что они как бы не совсем румынские специалисты. Главный тренер "Стяуа" десять лет отыграл в Германии, прежде чем сам возглавил клуб. То есть, менталитет его стал другим. Доринел Мунтяну, наставник "Мордовии" отыграл 12 лет в Германии и 137 матчей за сборную Румынии, это рекорд на все времена. С таким бэкграундом, мне кажется, просто невозможно не стать тренером. Мунтяну как и я стал тренером скромного клуба, выиграл с ним румынский чемпионат и теперь приехал в Россию, чтобы показать, что он умеет добиваться результата в любой стране. Все мы, в конечном счете, пытаемся повторить тренерский путь Мирчи Луческу, который является лучшим румынским тренером. Он выигрывал титулы с "Шахтером", не потерялся в миланском "Интере", брал титулы в Турции. Он пример для всех нас и прекрасная реклама румынскому футболу.
Ваш друг Георги Хаджи открыл на родине футбольную академию. У вас в будущем таких планов нет?
Дан Петреску: Ну нет. По крайней мере пока, я сосредоточен на моей тренерской карьере.
Когда вы пришли в "Динамо", командный дух был на нуле. Как вы его поднимали? Наставник ЦСКА Леонид Слуцкий, например, организовал своих подопечных для игры в пейнтбол...
Дан Петреску: Отличная идея. Но у каждого тренера свой стиль работы: мы не можем быть одинаковыми. Мне было тяжело, честно. Возможно более опытному тренеру на моем месте было бы проще. Но я таковым не являюсь, и я никогда не руководил командой, которая на дне, у которой нет ни голов, ни очков - ничего. Мы переломили ситуацию прежде всего упорной работой. Ну и удача нам тоже сопутствовала.
Идя в "Динамо", испытывали чувство страха?
Дан Петреску: Конечно, я боялся. В тоже время, я был уверен, что у меня обязательно будет шанс все исправить.
Это была ваша первая предсезонка в новом клубе. Как все прошло?
Дан Петреску: В таких случаях предсезонка всегда дается тяжело. Игроки тебя плохо знают, боятся потерять свои позиции в клубе. Кроме того, предсезонка была невероятно длинной, восемь недель! Игрокам на долгое время пришлось разлучаться со своими семьями, близкими. Ближайшие матчи покажут, насколько хорошо нам удалось поработать.
Всю зиму вы говорили о необходимости больших трансферов, но так их и не дождались...
Дан Петреску: Конечно, мне бы хотелось, чтобы наш клуб совершил парочку больших трансферов. Но нам надо научиться жить с тем, что у нас есть. Нет смысла думать о том, чего не произошло, надо смотреть в будущее. У нас есть Давыдов, Игнатович, Епуряну, который для меня новый игрок.
Тот же Слуцкий признался, что позавидовал, когда "Анжи" приобрел Виллиана.
Дан Петреску: По-моему, у Слуцкого нет оснований для зависти: у него и так фантастическая команда. Они идут на первом месте: по-моему это им надо позавидовать (улыбается). Конечно, все хотят покупать звезд. Но звезды не всегда выигрывают матчи.
Вы говорили, что настоящее "Динамо" Петреску мы увидим в следующем году. Вы уже сейчас играете отлично. Значит в следующем сезоне все будет еще лучше?
Дан Петреску: Понятия не имею. Но, соглашусь, мы набрали хорошую форму быстрее, чем я ожидал. Две паузы для национальных команд прошлой осенью нам очень помогли. Что у нас действительно есть уже сейчас, так это боевой дух. В некоторых играх достаточно только класса. Но бывает, что без духа не обойтись. Надеюсь, наши болельщики тоже поняли, что мы играем изо всех сил.
Как вам живется в Москве после Краснодара?
Дан Петреску: Пока я живу на базе, и Москву очень плохо знаю.
И снимать квартиру в городе не собираетесь?
Дан Петреску: Собираюсь. Все-таки, обстановку надо иногда менять.
И чем вы занимаетесь на базе в свободное время?
Дан Петреску: Как чем? Сижу с моими тренерами (смеется).
Мы находимся с вами в библиотеке базы. Часто используете ее по назначению?
Дан Петреску: Ну, в этой библиотеке я бываю только для того, чтобы давать интервью. Здесь ведь книги только на русском, которого я пока не понимаю. А вообще я люблю читать. Это книги о футболе. К примеру вчера я прочел биографию Марадоны. Кто-то подкинул. А другую литературу, кроме футбольной, не хватает времени. Это жизнь.
Когда вас в детстве не взяли в футбольную секцию, вы плакали. Как часто впоследствии вам приходилось плакать по жизни?
Дан Петреску: Говорят, что мужчины не плачут, но я плачу. Я плакал, когда не забил пенальти в полуфинале чемпионата мира 1994 против Бразилии и еще много раз, когда мы уступали в важнейших матчах. Я эмоциональный человек, ничего не поделаешь. Я плачу, когда смотрю эмоциональный фильм, или когда вижу единение побеждающей команды. Особенно много я плакал, когда мне было восемь лет. Да, я был очень расстроен, когда меня не взяли в секцию. Я не хотел идти домой, хотел играть в футбол и поэтому плакал (улыбается).
Многие считают, что ваши эмоции во время матчей наиграны.
Дан Петреску: Люди вольны говорить все, что считают нужным. Как я могу сыграть эмоции? Я всегда был таким. Есть один тренер по фамилии Пожар. Мы начинали с ним тренерскую карьеру 8-9 лет назад. Спросите у него: я всегда был таким. Ну, сейчас может чуть сдержанней стал. Чуть-чуть (смеется). Должен сказать, что все штрафы я оплатил из собственного кармана.
Когда эмоции зашкаливают, отдаете себе отчет в том, что еще немного и вас выгонят?
Дан Петреску: Знаете, и в России есть судьи которые меня понимают. Если во время матча я возмущаюсь и им это не нравится, они подходят и нормально объясняют мне, что не так. Это правильно, ведь эмоции захлестывают. Вот с ними я хороший. Жаль, закончил карьеру Игорь Егоров. Он никогда не выгонял меня, мы разговаривали и все заканчивалось мирно. Надо просто понять: все тренеры без исключения - эмоциональны. Но если с ними поговорить, они все поймут. Посмотрите, в Англии судьи преспокойно общаются и с тренерами и с игроками. Это нормально. Надо больше общаться.
У вас есть прозвище барсук. Откуда оно взялось.
Дан Петреску: Понятия не имею. Наверно, это как-то связано со сборной Румынии, но я не помню. Помню, что в Англии меня прозвали агентом Малдером за сходство с актером из известного сериала. Газета The Sun, по-моему, так и написала: Малдер забил гол.
Вашу дочку зовут Челси. Не думали, что если у вас еще появятся дети, назвать их Кубанью или Динамо?
Дан Петреску: Больше не думал о детях (смеется). Но имя-то, согласитесь, хорошее. Недавно в Лиге Европы встретились две мои любимые команды "Челси" и "Стяуа". Когда у моей дочери спросили, за кого она будет болеть, она не задумываясь ответила: за "Челси" (улыбается).
У вас с "Челси" особые отношения. Есть право бесплатного прохода на стадион. Не думали им воспользоваться на матче Россия - Бразилия, который, как раз состоится на "Стэмфорд Бридж"?.
Дан Петреску: Если бы была возможность, я бы поехал. Но у нас здесь игра с "Ростовом". Если я оставлю команду, я потеряю концентрацию. Но я бы очень хотел поехать на этот матч. Я так давно не был в Лондоне, на "Стэмфорд Бридж". Еще я мечтал поехать на матч "Челси" - "Стяуа". Но это увы, было невозможно.
Что думаете о сборной России, к слову?
Дан Петреску: Когда Капелло назначили главным тренером сборной России, я сразу ждал только положительных результатов. По-моему мнению, для любой сборной нет тренера лучше, чем Капелло. Уверен, что под его началом россияне выйдут из группы и проведут фантастический турнир в Бразилии.
Сами о том, чтобы возглавить национальную команду подумываете?
Дан Петреску: Конечно, у всех должны быть самые высокие амбиции. Вообще есть три команды, которые я мечтаю возглавить: "Челси", Стяуа" и сборная Румынии. Жизнь странная штука - две из этих команд, "Стяуа" и национальная команда предлагали мне должность главного тренера, но я всегда был занят.. У меня был контракт то с "Рапидом", то с "Кубанью". Я вынужден был отказать. Сейчас я думаю, что мое место все-таки в клубе, где работа кипит каждый день.